Бгословские заведения в эмиграции

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

богословские заведения

Инициатива создания первых богословских учебных заведений русской эмиграции всегда исходила от энтузиастов своего дела, как правило, людей с большим опытом работы в духовных учебных заведениях дореволюционной России. Такими были митрополит Евлогий (Георгиевский), архиепископ Дамиан (Говоров), архиепископ Мелетий (Заборовский).

Высшая церковная власть в русской эмиграции – Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей – во всех без исключения случаях открытия новых богословских учебных заведений в довоенный период являлся стороной, тормозящей процесс открытия, с подозрением и опаской относящейся ко всему новому. В 1936 г. был создан Ученый Комитет при Архиерейском Синоде РПЦЗ, в состав которого вошел, в частности, протоиерей Георгий Флоровский.

Однако Ученый Комитет так и не стал инициатором создания новых учебных заведений, проявлял настороженность к уже существовавшим учебным заведениям.

Первым богословским учебным заведением, созданным в русской эмиграции, стало Пастырско-богословское училище в монастыре святого Кирика в Болгарии. Оно было создано благодаря инициативе и трудам архиепископа Царицынского Дамиана (Говорова), который, несмотря на первоначальное враждебное отношение Архиерейского Синода, сумел переубедить его членов в важности своего начинания, и впоследствии училище было признано как главное и единственное богословское учебное заведение РПЦЗ в Европе. После смерти своего основателя в 1936 г. училище прекратило свое существование, за время которого подготовило для русской церковной эмиграции более 50 священнослужителей. Курс обучения в училище составлял 4 года, принимались в него лица с законченным средним образованием – что было существенным отличием от дореволюционных училищ и семинарии, которые сами являлись средними учебными заведениями, сочетавшими в себе общеобразовательные предметы с богословскими. В Пастырско-богословском училище большую часть учебной программы занимали богословские предметы, преподававшиеся выпускниками российских духовных академий. Финансирование училища осуществлялось путем широкого сбора пожертвований как в среде русской эмиграции, так и от благотворительных организаций в странах Европы и Америки.

С 1948 г. единственным богословским учебным заведением РПЦЗ является Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле. Семинария с 1949 г. официально признается американским правительством, ее выпускники получают степень бакалавра и имеют право преподавать в средних учебных заведениях США. В разные годы ректорами семинарии являлись выдающиеся церковные деятели: архиепископ Аверкий (Таушев), митрополит Лавр (Шкурла), которые в качестве Первоиерархов РПЦЗ внесли неоценимый вклад в восстановление канонического общения между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом.

Отдельной страницей богословского образования в русской эмиграции является история существования богословских учебных заведений в Харбине. По инициативе и благословению архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мелетия (Заборовского) русская эмиграция в Маньчжурии смогла создать свою, хоть и небольшую, но достаточно эффективную систему духовных школ, состоявшую из духовной семинарии, куда принимались мальчики в возрасте от 11 до 13 лет, и Богословского института святого Владимира, куда принимались лица с законченным средним образованием, а выпускники получали степень кандидата богословия. Существование их во многом стало возможным благодаря достаточно лояльному и взвешенному подходу со стороны японских властей — духовные школы существовали при правлении императора Пу И и вынуждены были закрыться вскоре после оккупации Харбина советскими войсками в 1945 г. Духовные школы Маньчжоу-Го не только смогли подготовить многих пастырей для Харбинской епархии.

С 1925 г. и по настоящее время действует Свято-Сергиевский православный богословский институт – старейшее богословское учебное заведение русской эмиграции. Институт был основан благодаря усилиям митрополита Евлогия (Георгиевского), который, несмотря на сопротивление Архиерейского Синода РПЦЗ и последующее негативное отношение к институту, сумел создать это учебное заведение и привлечь к работе в нем лучших представителей русской церковной науки, оказавшихся в эмиграции. Наименование института в честь преподобного Сергия Радонежского связано с тем, что дом и участок для будущего Сергиевского подворья был приобретен на аукционе в день памяти преподобного 18 июля 1924 г. Также его создатели этим наименованием хотели провести историческую связь с обителью преподобного Сергия, которая в свое время также приютила под свой кров Московскую духовную академию. Профессора Свято-Сергиевского православного богословского института прославили его имя десятками монографий, до сих пор являющихся существенным вкладом в мировую православную богословскую науку, оставив заметный след в развитии межхристианских связей и свидетельстве о Православии в инославном мире, что способствовало тому, что многие католики и протестанты, атеисты обрели веру и смысл жизни в Православной Церкви. Для открытия института было организовано Свято-Сергиевское подворье, где вместе функционируют приход и институт. Занятия в институте были начаты в апреле 1925 г., не прекращались во время немецкой оккупации Парижа и продолжаются по настоящий день. В послевоенный период институт из учебного заведения русской эмиграции становится международным православным образовательным центром, где обучение проходят люди из разных стран и разных национальностей. Помимо базового курса лицензиата, в настоящее время институт также имеет программы магистратуры и докторантуры, что свидетельствует о его высоком научном уровне и признании в научной среде Франции и за ее пределами.

Главным богословским учебным заведением Православной Церкви в Америке является Свято-Владимирская семинария в Крествуде, созданная в 1938 г. представителями русской церковной эмиграции, прошедшая путь становления и развития в послевоенные годы.

Общей чертой для всех рассмотренных богословских учебных заведений русской эмиграции является то, что они были основаны и развивались исключительно благодаря личной инициативе отдельных церковных деятелей, нередко вопреки официальному мнению высшей церковной власти.

Научно-литературное наследие преподавателей упомянутых учебных заведений стало золотым фондом русской богословской науки. Несмотря на то, что никто из представителей первой волны русской церковной научной эмиграции не дождался падения советской власти и не смог вернуться на свободную Родину, их научно-богословские труды в первые годы возрождения Русской Православной Церкви в постсоветский период сыграли огромную роль в привлечении к Церкви и церковному служению многих тысяч молодых людей и девушек, совершающих в настоящее время церковное служения во всем многообразии его форм.

И Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле и Свято-Сергиевский православный богословский институт в послевоенный период из учебных заведений русской церковной эмиграции стали международными центрами православного богословского образования, где проходят обучение представители разных стран и национальностей. При этом данные учебные заведения сохраняют свою приверженность русской церковной традиции – как в практической церковной жизни, так и в научно-богословской и образовательной.

иерей Дмитрий Юха, кандидат богословия