Церковь и нация

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

церковь и нация

Канонический институт автокефалии в административной организации поместных Православных Церквей лишился своей функциональной связи с вселенским сознанием каждой поместной Церкви и был использован для усиления самодовольства государственной власти. Данная автономизация питала энтузиазм новых православных государств в XIX в. различными видами национализма или национального расизма что привело к их официальному осуждению на Большом Константинопольском Соборе (1872 г.). Церковь имеет необходимую духовную силу и межвременную память для того, чтобы очистить национальное сознание от конъюктурных националистических взрывов и уничтожить возникающую из-за них ненависть, выявляя их общий духовный опыт в историческом теле Христа.

В наше время мы стали свидетелями трагедии потрясающих политических, социальных и духовных перемен, которые, хотя и осуществляются быстрыми темпами в странах Центральной и Восточной Европы, оказывают глубокое влияние на социальные и духовные "брожения", происходящие в международном сообществе. Конечно, современный человек, застигнутый врасплох непредвиденным развитием и быстротой поистине исторических перемен, не готов и не желает оценить их прямые или косвенные последствия для своего же духовного и социального облика. Он погружен в созерцание происходящих перемен и не в состоянии их объяснить или оценить» хотя чувствует, что они оказывают непосредственное влияние на его жизнь. В самом деле, потрясающие перемены, хотя и имеют место в конкретном географическом месте и относятся к конкретным народам, можно оценить с помощью более универсальных критериев на историческом пути человека. Они определяют, может быть, косвенно, но довольно ясно, что, с одной стороны, в мире вдей понятие части не может заменить понятие целого, а с другой, что современное не сумеет выжить независимо или обособленно ох межвременного, оставляющего свой отпечаток в сознании народов. Сейчас рушится то, что будучи частно, возжелало занять произвольно место целого, а будучи современным — заменить межвременное в чередующихся структурах человеческой цивилизации. Современная часть распалась под давлением межвременного целого. Тем не менее, во время исторических перемен из забытой постоянной памяти народов возникло другое забытое частичное, как напри¬мер современнные национализмы, претендующие на роль целого.

Чистые или в сочетании с конфессиональными особенностями национализмы действительно угражают не только внутреннему единству народа, но и мирному сосуществованию народов более обширного региона. Недооценка национального духа народов под давлением принципов произвольного и одностороннего идеологического интернационализма являлась, в конечном счете, попранием межвренного целого национального сознания народов, которое, после распада идеологического интернационализма, проявилось в самых крайних формах национализма и серьезно угрожает мирному сосуществованию народов. Национализм на историческом пути народов всегда являлся самой худшей формой выражения национального сознания, так как абсолютизировал его больные, в основном, аспекты.

Национализм, хотя и имеет свои корни в национальном сознании, всегда оторван от универсальности и богатства содержания этого сознания, активизируя его (сознания) болезненный исторический опыт с тем, чтобы очистить его от исторической патологии. Стимулом национализма, любого национализма, является конечно не любовь его выразителей к своей нации, но скрытая ненависть против соседних государств, утвердивших свой национальный облик в ходе исторических противостояний и столкновений. В этом смысле, национализм любого вида — это болезненное явление, особенно если он связан с конфессиональной или религиозной ненавистью, что и происходит сегодня особо интенсивно у народов не только Восточной, но и Западной Европы.

Вселенская Патриархия неоднократно предпринимала различные инициативы, направленные на восстановление авторитетного содержания и канонической функции административного института автокефалии в Православной Церкви. Эти инициатицы дали свои плоды благодаря Всеправославным Совещаниям в 60-х—70х гг. и мобилизовали поместные Православные Церкви для созыва Святого и Великого Собора Православной Церкви, который снова даст оценку побочным действиям автономизации института автокефалии в жизни поместных Православных Церквей.

Перспектавы этого пути к Всеправославному Собору неразрывно связаны успехом следующего IV Предсоборного Совещания, на котором будут обсуждаться следующие четыре темы: а. Православная Диаспора. б. Автокефалия и способ ее провозглашения, в. Автономия и способ ее провозглашения. г. Православные Диптихи

Эти темы касаются конкретных проблем которые серьезно волнуют поместные Православные Церкви и которые касаются их взаимных братских отношений. Большое распространение Православной Диаспоры и связанные с ней вопросы провозглашения автокефалии или автономии новых церковных общин в рамках национальных государств, ставят вопрос об административной организации этих общин согласно священным канонам что влечет за собой и пересмотр, в духе и букве канонов, национальной деликатности Православной Икумены. Это сознание православной традиции в отношениях Церкви и Нации было провозглашено III Предсоборным Всеправославным Совещанием (1986 г.), почти пророчески, в тексте решения: Вклад Православной Церкви в утверждение мира, справедливости, братства и любви между народами и в устранение расовых и других дискриминаций. Господь, как Царь справедливости (Евр. 7,2-3), осуждает насилие и несправедливость (Пс. 10,5), осуждает бесчеловечное отношение человека к человеку (Мар. 25, 41-46. Иак. 2,15-16).

В Его царстве, которое начинается здесь на земле и имеет преимущественно духовный характер, нет места ни национальной ненависти, ни любой вражде и нетерпимости. Православная Церковь, верная этой позиции, отвергает расовые дискриминации в любой их форме, есчи они предполагают обязательное оценочное различие человеческих рас и влекут за собой градацию их прав. Провозглашая насущную необходимость полного устранения дискриминаций и предоставления возможности всестороннего развития всем жителям Земли, Православная Церковь не ограничивает свою поддержку только устранением дискриминаций, имеющих в качестве критерия цвет расы и проявляющихся только в определенных регионах нашей планеты, а простирает ее и на борьбу против любых дискриминаций в отношении различных меньшинств.

Особенности любого меньшинства — религиозного, языкового или национального — следует уважать. Свобода человека связана со свободой общины, к которой он принадлежит. Каждая община должна раскрываться и развиваться согласно своим особенностям. В данном случае плюрализм должен регулировать жизнь всех стран.

Митрополит Швейцарский Дамаскин Папандреу / Выступление на открытии XI Международного Последипломного Богословского Семинара, организованном Православным Центром Вселенской Патриархии (Шамбези. Женева. 01.05.1990)