Евхаристия в Церкви

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

евхаристия в ранней церкви

Евхаристия в древней Церкви

Вещество для таинства Евхаристии — хлеб и вино — выбиралось из всех приношешй самое лучшее и называлось просфорой. Она приносилась в жертву Богу от лица всех верующих. Сам порядок возношешя жертвы или совершения Евхаристии остался тот же самый, какой был и во времена Апостольские, т.е. по окончании предварительного приготовления к совершению таинства Евхаристии — молитв, пения, чтения Священного Писания и его изяснения, предстоятель собрания верующих, обращаясь ко всем присутствующим, говорил: «будем благодарить Господа», т.е. совершать Евхаристию, и затем произносил благодарственную молитву, прославляя Бога, Великого в своих совершенствах и дарах благодати, освящал дары со словами установления таинства, молитвой о ниспослании Святого Духа и благословением даров, и таким образом возносил их в пренебесный жертвенник Богу Отцу, как вознес их Сам Иисус Христос. Литурия, известная под именем Иакова, как говорит предание, была передана Иерусалимскому Апостолу Иакову, по откровению, Самим Иисусом Христом после воскресения Его и совершалась до 4-го века, до времен Василия Великого, изложившего Литургию письменно, передаваясь по преданнию от одного предстоятеля церкви к другому.

Литургия Апостола Иакова

Хотя Литургия Апостола Иакова и помещена в постановлениях Апостольских и во всех подробностях своих указывает образ совершения всех Литургийных действий; но критика относит редакцию этой Литурии в подробностях к 3 веку, потому что в ней говорится о различных классах оглашенных, чего не могло быть при святом Апостоле Иакове. Состав же и благодарственная молитва Литургии Апостола Иакова очень древни и восходят к первым временам христианства. То обстоятельство, что благодарственная молитва в Литурии представляется в различных древнейших Литургиях неоднообразно, могло зависеть от того, что она составлялась по образцу благодарений, совершавшихся в день пасхи в еврейских домах, где благодарственная молитва разнообразилась в слововыражениях, с соблюдением точности в главных мыслях. Поэтому и не удивительно встречать свидетельство древних времен о благодарственной молитве такого рода: Святой Ириней, ученик Поликарпа мужа Апостольского, (во второй половине 2-го века), разсуждая об еретике Марке, из секты Валентина, имевшем под своим начальством много церквей, говорит, что этот еретик привлекал к себе множество последователей даже из православных христиан тем, что молитву благодарения произносил несравненно дольше, чем православные предстоятели церквей.

Это свидетельство Иринея говорит нам о том, что менее красноречивые пастыри выражали в этой молитве ту же мысль, но в простых, без искуственных и кратких словах, — а более красноречивые могли произносить ее пространнее. Коротко изложенную молитву благодарения мы встречаем у святого Иустина философа, Тертуллиана, в постановлениях Апостольских и в Литургии Апостола Иакова. Во всех этих древних источниках молитва благодарственная выражает одни и те же мысли, именно: предстоятель церкви от лица верующих благодарит Бога Отца, Творца и Промыслителя за все содеянное и ниспосланное людям. В этом месте воспоминаются дары искупления, и в частности, установление Евхаристии. Потом после слов: «твоя от твоих, т.е. твои дары, Господи, мы приносим Тебе за все твои благодеяния, произносится предстоятелем моление о ниспослании Святого Духа, который совершил бы это действие т.е. сделал хлеб истинным Телом, а вино истинной кровью Христа.

Затем совершителем Евхаристии благословляются дары с произнесением слов: «преложив Духом Твоим Святым». После этого освящения (пресуществления) хлеб и вино не просто обыкновенный хлеб и обыкновенное вино, но Тело и Кровь Христа. По словам Иустина мученика, после такого действия мы должны «Мы научены, что пища, над которой совершено благодарение молитвой слова Его, превращаясь в соки, питает нашу плоть и кровь, и есть плоть и кровь воплотившегося Иисуса Христа». Так смотрели на хлеб и вино, после слов освящения, христиане времен Апостольских.

Евхаристическая жертва

Так точно смотрели на хлеб и вино, после пресуществления их, и Отцы церкви. Кроме святого Иринея и Иустина философа, укажем на Тертуллиана, у которого находим выражение о пресуществлении хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Если у него можно встретить выражение, что хлеб и вино — это форма тела и крови Христовой; то слово «форма» у него соответствует греческому слову, которое встречается в Литургии Василия Великого, и, значит, что предлежащие дары — хлеб и вино, после освящения их, остаются для хрисйан теми же, не изменяя своих естественных свойств, а изменяются силой благодати в Тело и Кровь Христову.» На святые дары, после их пресуществления, согласно с понятиями святых Отцов церкви, смотрел и простой народ.

Святой Ириней, говоря об еретике Марке, привлекавшем многих в свою секту, продолжает: «вода, на которой совершал он Евхаристию, превращалась в кровь. Для этого он употреблял особого рода сосуд, в который прежде наливал вино, которое при всех, по закону тяжести, естественно поднималось вверх, а вода опускалась вниз.» Из этого свидетельства Иринея для нас важно то, что если бы у народа, для которого Марк делал фокус, не было мысли о пресуществлении; то в таком случае этот еретик возбуди бы в народе не веру в благодать пресуществления, а удивление в фокусе.

И скончавшиеся из братии, по вере их в безсмертие и будущую вечную жизнь, не преставали быть членами общего христианского союза; поэтому приношения делались не только от живых членов церкви, но и от имени почивших. Отсюда само приношеше получало характер благодарственной и умилостивительной жертвы о грехах не только живых чад Православной Церкви, но и в вере скончавшихся.

Иуда Маккавей, собрав 2000 драхм, послал в Иерусалим принести жертву Господу об убиенных на брани для очшцения их грехов в надежде на их воскресение. Святой Иоанн Златоуст обычай поминать умерших, после освящения даров, относит ко временам Апостольским. Тертуллиан говорит о приношении за умерших в речи к жене, вступившей во второй брак, таким образом: «подумай, когда ты будешь в день смерти своего мужа делать приношение, в каком положении должно быть тогда твое сердце? Ты дома молишься о живо муже, а здесь молишься также, как о живом, так и об умершем; потому что ради благодарения за него и умилостивления о нем ты приносишь жертву; не являешься ли ты таким образом имеющей двух мужей».

Святой Василий Великий в молитвах на Пятидесятницу говорит, что “Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы о иже во аде держимы, с надеждой для них мира, ослабления и свободы”.

После воспоминания живых и умерших своих членов, Православная церковь, в лице своего предстоятеля, совершающего Евхаристию, приготовляла верующих к достойному принятию святых и животворящих Христовых таин. Ряд молитв заканчивался молитвой Господней. После этого хлеб преломлялся предстоятелем церкви и раздавался диаконами всем присутствовавшим при Евхаристии. Все приходящие в церковь причащались хлеба, а затем пили из чаши. Тело Христово преподавалось прямо в руки, при чем принимающий должен был стараться, чтобы ничто от Тела Христова не упало на землю.

Постоянное и ежедневное приобщение верующими святых таин все еще продолжалось. Правда с течением некоторого времени ежедневное приобщение не могло быть обязательным для всех, принадлежащих к церкви, по причине неудобства собраний, особенно во времена гонений; точно также многие христиане, отправлявшиеся по частным делам в отдаленные места, не могли естественно являться в собрание христианское и вместе с другими прибщаться; для таких лиц очень рано явился в церкви развившийся преимущественно на западе, тот обычай, что многие, получив в том или другом христианском собрании часть освященного хлеба, не употребляли ее всю, а, приняв немного, остальное клали в ковчежец и уносили к себе в дом. Об этом обычае можно найти свидетельство у Тертуллиана. Он, обличая злоупотребление некоторых христиан, ходивших в театр, говорит так : «как ты идешь в собрание демонов, неся с собой в ковчежце Тело Христово? Не впадаешь ли ты в руки дьявола?».

Унося, по принятому обычаю, тело Христово в свои дома, христиане на другой день, хотя бы и не были в собрании, встав утром, приобщались освященного хлеба прежде принятия пищи. Тот же Тертуллиан, излагая разные неудобства сожительства жен христанских с неверными мужьями, говорит: «захочешь ли ты посетить узников или поститься, муж твой воспрепятствует тебе; или что подумает он о тебе, когда увидит, что прежде всякой другой пищи ты из ящика вкушаешь часть хлеба и шепчешь какие-то слова»?

Сподобившись прюбщиться святых даров, верующе в общем собрании усердно благодарили Господа за получение неизреченных благ, следуя примеру Апостолов, которые вместе со Христом воспевали псалмы по окончании Тайной вечери.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: