Фундаментализм

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

веротерпимость

2. Болезненные выражения фундаментализма обычны для всех религий, для всех идеологических систем и для всех их исторических побочных действий. Однако, характерной чертой всех их является тот факт, что в них повторяется та же типология характерного спутывания сути с формой, истиной истины с ее конкретным историческим выражением, духа с мертвой буквой. Кроме того, было установлено, что такое запутывание обычно служит личным или националистическим, или конфессиональным, или другим незаконным целям. Я приведу два конкретных примера для того, чтобы стали более ясными не только эти незаконные цели, но и их болезненные побочные действия на национальном или более широком уровнях:

а. Вопрос старостильников в Греции возник, как известно, из-за неспособности отделить форму от сути содержания одного из решений Первого Вселенского собора (325 г.) относительно общего календаря всех поместных Церквей. Исправление установленной ошибки, которая в течение почти 17-ти веков определилась в 13 дней, было оценено как оскорбление сути православной веры и стало причиной не только разделений в теле Элладской Церкви, но и больших проблем в Православной Церкви в целом.

Тем не менее такое смешение формы и сути дало пищу не только для странного религиозного фанатизма, но и для его болезненных последствий в теле Церкви, хотя правильная оценка отношения связи между формой и сутью исключила бы любые сомнения в исправлении этой ошибки, которая не может стать критерием истинности веры. Опрометчивый формализм всегда отнимает у веры ее социальный динамизм и создает почву не только для религиозного фанатизма со всеми его трагическими последствиями, как для достоверного свидетельства веры, так и для социального единства народов.

б. Другую, но тоже характерную форму спутывания можно найти в потрясающих событиях, которые пережили народы после распада тоталитарных режимов реального социализма в странах Восточной Европы и особенно, в бывшем СССР. Затемненные стороны сознания этих народов внезапно осветились духом свободы совести и проявились все скрытые аспекты их национальной и религиозной памяти с их исторической патологией.

Бывшие борцы теоретического атеизма воссоединились с Православием, вернувшись на путь истины и до того, как они узнали, что такое Православие взялись за его защиту от всякой реальной или предполагаемой угрозы с такой же страстью, с какой они раньше защищали свою идеологию. В их сознании Православие заменило идеологию, и теперь оно используется по-разному для удовлетворения различных националистических и других целей.

Однако, смешение националистического и религиозного фундаментализма приводит опять к неизбежным цепным реакциям с трагическими последствиями не только для духовной миссии Церквей, но также и для мирного сосуществования народов. Особый пример Боснии подтверждает, что вспышка религиозного фундаментализма является эпидемическим заболеванием и не ограничивается только односторонним противостоянием религий. Всегда возникают непредсказуемые последствия как на местном, так и на более широком уровне.

Фундаментализм, в своих различных формах всегда являлся опасной ересью в православии духовного наследия Европы, в основном потому что отвергает диалог, являющийся квинтэссенцией европейской цивилизации. В самом деле, фундаментализм отказывается от диалога, потому, что диалог требует подчинения частного органическому целому истины, чтобы таким образом частное не господствовало над целым. Поскольку фундаментализм стремится к противоположному, он становится серьезной угрозой для целостности духовного наследия Европы.

К сожалению, плюрализм национальностей и религиозный раскол европейских народов много раз в историческом прошлом оказывались источником, питающим отрицательную феноменологию фундаментализма, которая после распада тоталитарных режимов появилась в более обостренных формах из "люка" истории и угрожает самим структурам Европы.

В этом году Международный последипломный Семинар Православного Центра посвящен многостороннему явлению фундаментализма и поискам путей его преодоления. Выдающиеся представители науки и Церкви осветят в своих докладах аспекты фундаментализма и его последствий в жизни народов, а в дискуссиях будет представлена вся острота проблематики не только в отношении объяснения этого явления, но также и в отношении его преодоления.

Все мы понимаем, что только откровенный и равноправный диалог - это единственный традиционный и достоверный путь для преодоления болезненного фундаментализма; но это труднопроходимый путь как из-за искажений исторического прошлого, так и из-за современной духовной неразберихи. Однако, нет другого пути, во всяком случае — это единственный путь для народов Европы. Я уверен, что рано или поздно они осознают это; однако у каждого выбора есть и соответствующая цена, которая будет большой для всех народов Европы и за ее пределами. Будем надеяться, что все народы изберут как можно скорее путь диалога, который является самым коротким для преодоления фундаментализма и его последствий.

Митрополит Швейцарский Дамаскин (Папандеру) / (Выступление на 16-ом Международном Семинаре, посвященном вопросу Фундаментализм и пути его преодоления (Православный Центр Вселенской Патриархии, Шамбези, 10-23.09.1995)