Экологический кризис

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

церковь и экология

Принятие космоцентрического ощущения классической греческой мысли об отношении Бога, человека и мира, а также свершение во Христе богоцентрического ожидания Иудаизма, формировали христианскую антропологию и космологию об обобщении человека и мира во Христе. Однако, процесс принятия этих двух великих духовных преданий Эллинизма и Иудаизма в новой реальности человека и мира во Христе, являлся одновременно и процессом эклектического принятия или ассимиляции цивилизации той эпохи для более истинного воплощения христианского смысла в цивилизованном грекоримском мире. Исполнение библейского ожидания спасения человека и мира свершением обета Творца, осуществилось через вочеловечение Сына и Слова Божия. Христос в своей человеческой природе обобщил и обновил не только отступившее от веры человечество, но и обесценившееся после падения человека созданное творение, которое стенало и мучилось вместе с человечеством (см. Рим. 8,22).

Принятие и обновление всего человеческого рода и творения во Христе, восстановило не только закон божественного творения с его обращением к Богу-Творцу, но и возможность гармоничного функционирования отношения человека с Богом и миром. В этом духе, таинство божественной икономии (домостроительства) во Христе характеризуется как великое мировое таинство, так как во Христе было восстановлено обращение причин существ божественного творения к творящему Слову Божию.

Это обращение переживается верующими как продолжительная и непрерывная реальность в священнодейственной эмпирии Церкви, являющейся продолжением Тела Христова во времени и истории.

3. В этих рамках определяется современный долг Церкви в преодолении экологического кризиса как с помощью более полного использования ее учения об отношении Бога, человека и мира и показом практических последствий современного оспаривания или отрицания от господства Бога над миром и святости божественного творения.

Современный человек ощущает трагедию болезненных последствий своей самонадеянной претензии на господство над окружающей средой и ищет отчаянно ршения вовне. С характерным отчаянием предлагает нормы поведения или меры для защиты окружающей среды от разрушительной мании человека, но он не готов отказаться от бездарной роли властелина и узурпатора божественного творения. Он настойчиво отрицает власть Божию над Его творением и судорожно ищет решения, которые являются фрагментарным вмешательством в управление частными явлениями экологического кризиса, угрожающего самой жизни на планете.

Другими словами, современный человек, стараясь решить экологическую проблему, совершает ту же ошибку проявления надменной самостоятельности, которую совершил и при создании пробллемы произвольной отчужденности от окружающей среды. Он систематически избегает увязывания трагических последствий с корнем зла и пытается вылечить их отсечением ветвей.

Он не отступает ОТ СВОИХ ПРОИЗВОЛЬНЫХ выборов и показывает притворную чуткость к неизбежным последствиям своих выборов, перекладывая с удивительным легкомыслием ответственность на чрезмерное использование или злоупотребление большими возможностями технологического прогресса. Он ставит себя вне рамок ответственности за экологический кризис и не считает своим личным долгом бороться за его радикальное уврачевание, оставаясь таким образом одним из основных факторов ухудшения кризиса.

В этом смысле, - заявления Международных Организаций о настоятельной необходимости скорого разрешения экологического кризиса остается лишь теоретической проповедью правильного экологического поведения, которую не улавливают чуткие антенны человека и поэтому не превращается в повседневную агонию общественности. Современное государство, в качестве приемника экологических программ Международных Организаций, остается заблокированным в порочном кругу своего политического развития и не готово или не желает реализовать, хотя бы, основные принципы этих программ за счет агонии развития. Современное общество не желает вразумить свою потребительскую истерию, так как его члены не осознали свою взаимную ответственность за усиливающийся экологический кризис.

Таким образом, окружающая человека среда показывает трагическую картину магазина, находящегося на гране банкротства, в котором покупатели требуют всего для себя и, за как можно меньшую цену. Кто научит этот народ тому, что природа не магазин на грани банкротства с привилегированной клиентурой, состоящей из людей нашего или следующего поколений. Кто придаст глубокое духовное содержание потребительскому или расточительному отношению современного человека к его естественной среде? Кто превратит пассивную агонию в активную ответственность за выполнение личного долга защиты дома человека всех эпох? Кто прольет бальзам надежды на все больше и больше растущее отчаяние за целостность божественного творения? Кто подогреет уважение и веру во власть Творца и святость творения? Кто убедит человека в том, что его безразличное отношение к окружающей среде — это презрение Божией заповеди о сохранении и защите божественного творения, искалечивая, таким образом, целостность его духовного отношения с Богом? Кто научит человека тому, что, согласно Божией заповеди, его отношение с природой аскетическое и исключает потребительскую жадность как тяжелое духовное нарушение?

Эти вопросы, которые в различном духе можно найти в современных экологических программах международных организаций, определяют и современную миссию Церкви за полное осознание экологической проблемы в качестве глубокой экзистенциальной и духовной агонии современного человека. Церкви имеют в своем учении все антропологические и космологические предпосылки для того, чтобы приспособить свою проповедь к выявлению глубоких духовных измерений усиливающегося экологического кризиса. Вселенская Патриархия выразила православную чуткость по поводу долга Православия активно способствовать преодолению экологического кризиса и провозгласила, решением Святого и Священного Синода 1 день сентября, днем начала церковного года, днем молитвы за сохранение окружающей среды (1989 г.). Соответствующую чуткость показали и другие Церкви, как будет отмечено в следующих докладах. К тому же, все Христианские Церкви и Конфессии единогласно отметили в общем тексте Экуменической Встречи в Базеле (1989 г.) свой долг работать и сотрудничать в борьбе за спасение окружающей среды и заявили о небходимости широкого межрелигиозного сотрудничества за более эффективное достижение этой священной цели.

В этих рамках надо понимать и организацию данного Семинара по глубокому изучению экологической проблемы с участием известных представителей академической и церковной мысли. Высокая образованность церковных кадров стала уже необходимой для передачи истинного понимания и эффективной методологии о том, как надо действовать каждой из поместных Церквей, каждой митрополии, каждому приходу. Труды Семинара дадут возможность студентам участникам воспользоваться богатством содержания докладов и дискуссий в различных группах, в которых будут искать форму практического вклада членов Церкви каждого конкретного региона.

Митрополит Швейцарский Дамаскин Папандреу / Религии перед экологической проблемой. Выступление на открытии XIII Международного Богословского Семинара, организованном Православным Центром Вселенской Патриархии (Шамбези, Женева, 14.09.1992)