Крест и крестное знамение

Крест в Христианстве

Крест занимает совершенно особенное место в жизни христианина. Крест был орудием исполнения смертной казни, а теперь является символом спасения. Крест считается символом самого Господа нашего Иисуса Христа. В кресте Господнем присутствует божественная благодать и энергия, поэтому так широко распространено изображение креста в Церкви, мы изображаем на себе крест, совершая крестное знамение и покланяемся кресту или изображению креста. Здесь можно отметить некоторое различие с почитанием икон. Мы совершаем молитвы перед иконой, мы не молимся самой иконе, однако, к кресту мы обращаемся прямо: «Радуйся живоносный кресте». Христианский крест имеет особую целительную и спасительную силу и благодать. Крест Христов охраняет нас в нашей жизни, благословляет нашу деятельность, наши труды. В честь креста составлены богослужения, которые совершаются в храме или молитвословия, читаемые христианами дома.

Как правильно изображать на себе крест

Святой Златоуст учит: «не просто начертывать его перстным осенением, но с усердием и с многой верой». С верой только в распятого Господа Иисуса может иметь крестное знамение ту спасительную силу против зол видимых и невидимых, какую оказывало оно с самых первых времен Христианства у святых подвижников, мучеников и исповедников. «Если ты с верой оградишь лицо свое крестом, говорит Златоуст, то ни один из нечистых духов не может приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, и то оружие, от которого получил смертную рану». Это знамение отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало не действительным яд и врачевало смертоносные укусы зверей. Григорий Богослов угрожает дьяволу так: «беги скорее, дьявол, чтобы я не поразил тебя крестом, которого все страшится». Это оружие христианина, по свидетельству Василия Великого, сохраняемое церковью от неписанного предания, есть то, чтобы верным крестообразно знаменовать лицо.

Когда необходимо совершать крестное знамение

Согласно со словами Василия Великого утверждает ранее его Тертуллиан, учитель веры и защитник Христианства (199—220): «при всяком шествии и движении, при входе и выходе, одеваясь и обуваясь, при умывании, перед трапезой, зажигая огонь, ложась в постель, садясь на место, мы ограждаем лицо свое знамением креста». «Этому и подобным обычаям, — продолжает Тертуллиан, если ты будешь искать основания, то не найдешь его в писании, напротив того усмотришь, что предание установило их, употребление утвердило, а вера соблюдает». Ранее Тертуллиана упоминает о крестном знамении Климент Римский, муж Апостольский (91—100). Есть свидетельство и о том, что крестное знамение употреблялось при общественном Богослужении. В Апостольских постановлениях говорится, что Архиерей перед главной благодарственной молитвой в Литургии стоит перед престолом, одетый в светлую одежду, полагает в виду всех на лице своем крестное знамение и говорит: «благодать Господа нашего, Иисуса Христа». Император Константин Великий, говорит Евсевий, при молитве осенял себя крестным знамением.

На вопрос: как крестообразно нужно знаменовать себя, свое лицо и другие части тела, нужно отвечать, сообразуясь с обычаями Православных христиан других стран и народов и с историей христианской церкви. Прежде всего Православные христиане других стран и народов подтверждают всеобщность древнего неписанного предания о крестном знамении. Православные греки, армяне, египтяне, грузины, сербы, молдаване, болгары, далматы и черногорцы — все эти народы, отдаленные друг от друга местом жительства, особым языком и образом правления, с незапамятных времен, постоянно молятся, как и мы, слагая для крестного знамения во имя Святой Троицы вместе три первые пальца правой руки, а последние два пригибая, и полагают их сперва на лоб, потом на грудь, затем на правое и левое плечо. Согласие же многих народов в перстосложении представляет собой явное доказательство, что Апостольское предание касательно перстосложения при молитве есть перстосложение трехперстное, какое употребляет Православная церковь и в настоящее время. При этом мы должны заметить, что внимательное рассмотрение исторических памятников о перстосложении должно привести нас к тому заключению, что и троеперстие не восходит ранее 4 века.

Изображение креста в древней Церкви

В первые века Христианства, христиане снисходительно смотрели на перстосложение и изменяли его, смотря по обстоятельствам времени. История говорит нам, что первенствующие христиане не ограждали себя большим крестом, как мы изображаем, а ограждали у себя каждый отдельный член тела, и особенно и чаще всего лицо. Язычники презирали распятого на кресте Господа; в противодействие им отцы церкви предписывали христианам не стыдиться распятого на кресте, а потом внушали им изображать крест как можно чаще, особенно на лице, как месте стыда, как говорит святой Амвросий Медиоланский, или как-бы на некотором «столпе», как учит святой Златоуст. Кроме лица, христиане первых веков изображали крестное знамение и на других частях тела: на глазах, устах, ноздрях, на груди и на всем, что можно было оградить. Свидетельство об этом встречаем в жизнеописании Марии Египетской, которая, после долгих подвигов явилась преподобному старцу Зосиме, и когда тот принял ее за дьявольское наваждение и хотел от нее бежать, Преподобная Мария, чтобы удержать Зосиму, начертала на лице крестное знамение (разумеется не пятью перстами), затем — на устах, очах и на груди; после этого Преподобный узнал, что это не дух, но такой же христианин, как и он.

Из этого повествования о Марии Египетской можно заключать, что христиане первых веков изображали на себе крест и не большой, как мы делаем, но малый, который только впоследствии заменен вместо множества малых крестов одним большим. Святой Епифаний, Епископ Кипрский (403 г.) говорит об Иосифе Монахе, который изображал крестное знамение своим перстом, Иоанн Мосх (около 622), монах Палестинский, путешествовавший по монастырям Египта и Сирии, собиравший изречения и описывавший подвиги и чудеса преподобных отцов Палестины, Египта и Сирии, говорит, что один Епископ начертал крестное знамение перстом на стакане с ядом, поданным ему врагами, сказав: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», и остался невредим. Эти свидетельства ведут нас к тому заключению, что еще и в 4 веке христиане изображали крестное знамение одним пальцем, и по всей вероятности — большим. Затем в четвертом веке явилось особенное обстоятельство, которое вынудило христиан переменить прежнее крестное знамение. Появился Арий с враждой против Святой Троицы. Поэтому ученые думают, что с этих пор христиане стали изображать крестное знамение тремя перстами.

Заметим, что ясные свидетельства о троеперстии для крестного знамения встречаются только с 9 века. В 4 же веке на троеперстие есть только намеки. У Кирилла Иерусалимского (386 г.) в одном месте его сочинения встречаем такое выражение: «мы изображаем крестное знамение перстами на лице», и нужно думать, что не всеми перстами правой руки, а только некоторыми; и нельзя относить всего этого свидетельства буквально к лицу. Некоторые находят указание на троеперстие для крестного знамения в словах Ефрема Сирина, который говорит: «да не будем пленены врагом… Что служители Его (Христа), ограждаясь крестным знамением, ограждались Троицей Единосущной.» Как это можно ограждать себя Троицей Единосущной, об этом подтверждает история, повествуя о Мелете, Патриархе Антиохийском (ум. 381), который на одном из соборов против ариан, желая яснее представить народу учение о Пресвятой Троице, кратко повторил свое учение в сложении трех перстов своей руки, показав сначала три перста, а потом, два из них пригнув; после чего произнес следующее изречение: «разумеем три, а беседуем как бы об одном».

Из этого свидетельства, по крайней мере, видно, что христиане времен Патриарха Мелетия употребляли три перста для изображения учения о Святой Троице; а отсюда, с вероятностью, можно заключать, что они и для крестного знамения могли употреблять три перста. Впрочем, если в 4 веке стало входить в употребление троеперстие; то оно было не всеобщим, а очень ограниченно. Большинство же христиан продолжало креститься одним перстом. После ереси Ария явились другие обстоятельства, которые должны были ослабить одноперстие для крестного знамения. К концу 5 века появилось монофизитство со своим учением о слиянии двух природ в Иисусе Христе во едино. Для более наглядного представления своего учения, монофизиты употребляли древний способ перстосложения, т.е. одноперстие, которым думали лучше всего представить и защитить свое учение.

В противоположность еретическому учению монофизитов, христииане, не так давно начав употреблять троеперстие, должны были оставить прежнее перстосложение и в противоположность еретикам употреблять двуперстие. Как долго употреблялось двуперстие в церкви Восточной, сказать довольно трудно. Несомненно только то, что в конце 9 века Православные крестились в некоторых местах, зараженных ересью монофизитской, двумя перстами. Есть свидетельство некоего Илии, а по другим Иоанна Дамасского, писателя конца 9 века (893 г.) несторианина, который, говоря, что перстосложение ничего не значит, прибавляет, что «одни крестятся одним перстом от левой руки к правой; другие — двумя перстами и от правой руки к левой.

Яковиты крестятся одним перстом, православные двумя и от правой руки к левой». Из этого свидетельства видно не только то, что христиане крестились двумя перстами, но и то, что малый крест заменен был большим. Более ясное свидетельство о троеперстии относится к 12 веку. Папа Иннокентий (1198 г.) заповедует изображать крестное знамение тремя перстами правой руки и обносить руку от правой руки к левой. Таким образом, если вследствие появления ересей Монофизитской и Монофелитской христиане вопреки им стали изображать крестное знамение двумя перстами, то с ослаблением ересей двуперстное крестное знамение могло укрепиться и остаться только в тех местах, где эти ереси были еще довольно сильны, а где они не имели успеха, там двуперстное перстосложение мало было известно.

После прекращения ересей монофизитской и монофелитской, троеперстие могло взять перевес над другими двумя способами перстосложения: в 4 веке язычество пало окончательно, а Христианство, восторжествовав над ним, сделалось господствующим; после этого, с вероятностью, можно сказать, что троеперстие, не смотря на меньшую древность, могло войти в исключительное употребление. Монофизиты, усвоившие себе одноперстие, как древнее перстосложение, для выражения своего учения о слиянии двух естеств в Иисусе Христе, признаны были соборной церковной властью еретиками и отлучены от церкви. Между тем как троеперстие появилось в 4 веке, а смуты по поводу ересей монофизитской и монофелитской прекратились ранее разделения церквей на Западную и Восточную, то не будет ничего удивительного, если признаем, что троеперстие с этого времени утвердилось не только на Востоке, но и на Западе.

В Православной Церкви крестное знамение следует наносить правой рукой, три пальца складываются вместе, а два сгибаются, что изображает и символизирует три Лица Божественной Троицы и две природы во Христе: божественную и человеческую.

Крест изображается возложением руки на лоб, грудь, правое и левое плечо. При этом следует изображать на себе крест неспешно, внимательно и благоговейно. Изображение на себе креста – это древнейшая практика, которая восходит к временам апостольским. В католической Церкви крест изображается иным образом: пятью пальцами слева на право. Старообрядческая Церковь применяет изображение креста двумя пальцами. В древности христиане изображали крест одним пальцем, выражая этим веру в единого Бога и противопоставляя себя язычеству.

Крест изображается при входе и выходе из храма, во время прикладывания к святыням и иконам, во время молитвы и богослужения во время благословения кого-либо или чего-либо. Существует еще так называемое именное перстосложение, когда священник складывает пальцы таким образом, чтобы получились буквы ICXC и совершает благословение. Архиерей может благословлять двумя руками. При важности почитания креста как символа Христианства, все же не следует возводить это в культ, забывая о самом Спасителе и Искупителе. Часто можно встретить различные суеверия и обрядоверия связанные с почитанием креста и других христианских святынь.

Добавить комментарий

*