Современная миссия православного богословия

Митрополит Швейцарский Дамаскин (Папандеру)

Митрополит Швейцарский Дамаскин Папандреу / Выступление на церемонии присвоения звания Почетного Доктора Кафедры Богословия Богословского Факультета Афинского Университета, 26.11.1990.

Решение Кафедры Богословия Богословского факультета Афинского Университета удостоить меня высокого академического звания почетного доктора основывается, несомненно, на моем многолетнем служении в области усиления межхристианской и межправославной деятельности Матери-Церкви, Вселенской Патриархии, в Православной Церкви и в христианском мире вообще. Вот почему я чувствую необходимость поблагодарить от всего сердца Ректора Афинского Университета Михаила Стафопулоса и уважаемых членов Ректората, Декана Богословского факультета Илью Иконому, Заведующего кафедрой Константина Скутериса, всех преподавателей и студентов за столь высокую честь, а также и за добрые слова в адрес моего богословского свидетельства и церковной диаконии.

Как смиренный иерарх Великой Церкви Христовой считаю, что эта честь оказана Вселенскому Престолу веками идущему по тернистому, но всегда светлому пути страданий и свидетельства Православия. А это еще одна причина выразить мою благодарность всем, кто своим присутствием придает особую торжественность этому скромному академическому мероприятию.

Решение Богословского факультета и сегодняшнее мероприятие выявляют неразрывное внутреннее единство между церковной диаконией и Богословием. Оба понятия взаимосвязаны и взаимоопределяются в органическом функционировании тела Церкви. Первое — как гарантия, а второе — как логический продукт полноты духовного опыта церковного тела. Любой отрыв богословия или церковной диаконии от универсальности опыта церковного тела приводит богословие к индифферентному метафизическому или чисто академическому мышлению, а церковную диаконию к искушению дойти до иерократической деформации структур Церкви. Последствия этих отклонений в исторической жизни Церкви оказались слишком болезненными для истинного осуществления церковного тела.

Общим критерием контроля самосознания церковной диаконии и богословия является священное предание, которое, если оно ощущается как верность истинным источникам и готовность служить под покровительством Святого Духа, определяет стабильные рамки и основные направления непрерывного продолжения веры и опыта, приспосабливая соответственно евангельский дух к конкретным требованиям каждой эпохи и на каждом месте. Истинный динамизм священного предания превращает извечный церковный опыт в постоянную историческую реальность, не изолируя и не упрощая саму суть, не подделывая и не искажая существенного содержания веры. Этот процесс всегда ставит Церковь перед конкретными реальными проблемами в каждой эпохе и посредством богословской дискуссии активизирует обновленную функцию предания в жизни Церкви. В рамках этой продолжительности и обновления понимается (или, хотя бы, имеется возможность ее лучше понять) современная миссия Богословия.

Нашу эпоху можно назвать эпилогом большого исторического периода, во время которою коренным образом отрицались ценности христианской веры и учения. Конечно, начиная уже с эпохи протестантской Реформации вплоть до XVIII в., эти ценности были отрицательно заряжены средневековыми отклонениями богословия, а также воинственным духом конфессиональных конфликтов расколотого христианства. Эта напряженность решительно повлияла не только на характер, но и на функционирование богословия в теле Церкви. Церковный раскол христианского мира неизбежно определил и внутренний раскол критериев богословия. Естественным следствием этого процесса явилось, с одной стороны, апологетическое движение к самодовольной конфессиональной обособленности, а с другой полемический взрыв против любого противоположного конфессионального богословия, которое отвергалось всегда заранее как сотириологическая опасность.

Reaching for the Stars

Естественно, глубокий кризис конфессионального богословия ограничил свое традиционное влияние на общество, и широкие области духовной жизни народов были оставлены без внимания. В этих областях свободно развивались новые гуманистические идеи с ярко выраженными антицерковными или даже антирелигиозными тенденциями, которые были систематизированы в эпоху Просвещения (в XVIII в.) и идеологии (в XIX в.). Богословское слово было социально вытеснено под натиском автономного динамизма идеологических систем, которые, при содействии всесильного государственного авторитета и восторженных тенденций интеллигенции, определили в новом времени новую духовную и социальную карту христианского, в основном, мира.

Этот вызов времени был особенно опасным для самой миссии Церкви в мире и пробудил от летаргии застрявшее в однозначных конфессиональных противостояниях богословие. Ослабление конфессиональной напряженности стало уже настоятельной необходимостью для серьезного противостояния богословия идеологическому отрицанию миссии Церкви. В этой перспективе авангардную роль играет Послание Вселенской Патри¬архии всем христианским Церквам и Конфессиям (1920 г.) о преодолении конфессиональных разногласий и развитии более тесного сотрудничества. Дух этого патриаршего Послания создал положительные предпосылки сближения христианских Церквей и Конфессий посредством неофициальных Встреч в период между двумя войнами и официальных институционных выражений после войны. Создание Всемирного Совета Церквей (1948 г.) с участием Вселенской Патриархии и других поместных Православных Церквей, ускорило сближение и расширило сотрудничество христианского мира. Многосторонние и двусторонние богословские диалоги современного Экуменического движения являются зрелыми плодами этих инициатив и Православная Церковь после решений Всеправославных Совещаний уже проводит официальные Богословские диалоги почти со всеми церковными организациями христианского мира

Таким образом, современная миссия Православия определяется в большой степени этими новыми перспективами, сформировавшимися в межправославных и межхристианских отношениях. Эти новые перспективы уже являют собой постоянный призыв к приспособг лению проблематики и православного богословия. В самом деле, православное богословие веками развивало сильный, но оправданный противоречивый дух для того, чтобы защитить православное предание и духовность от различных форм латинского или протестантского пропагандистского давления, которое достигло своего апогея путем активизации на уровне Унии и протестантского миссионерства в православном мире. Тем не менее, большой вклад православного богословия координировался с конкретными историческими проблемами эпохи. Но эти проблемы определили не только остроту противостояния, но и все развитие богословской аргументации, которая, конечно, не имеет прямого отношения к современной проблематике межцерковных отношений Православной Церкви, И это понятно, так как Православная Церковь в мерном случае отрицала любое богословское сближение, а во втором, официально поощряла ускорение богословского диалога для более быстрого продвижения идеи церковного единства христианского мира.

Конечно, приспособление проблематики к новым условиям влечет за собой и обновление всей методологии и аргументации православного богословия ради его более эффективного свидетельства в рамках современных двусторонних и многосторонних диалогов. Однако, обновление богословского стова обязательно втечет за собой установление стабильных богословских критериев посредст вом которых станет возможным сохранение истинного продолжения традиции и обновления. Динамизм святоотеческого предания остается всегда единственным и бесспорным богостовским критерием как для преодоления поляризации между формой и содержанием, между буквой и духом, характеризующей тенденции консервативной и противоречивой интровертированности, так и для выявления постоянной ценности и экуменической миссии Православия Двусторонние и многосторонние богословские диалоги стимулируют постоянно православное богословие посредтсвом множества вопросов переносящих ось богословской проблематики за ее традиционные координаты и требующими современного свидетельства Право¬славия с внутренней последовательностью и экуменической перспективой.

Несомненно, что появление новой проблематики в православном богословии иногда встречается с повышенной чувствительностью и скептицизмом, тем не менее ответственный отклик на призыв времен есть само собой разумеющаяся обязанность для достоверного свидетельства Православия в современном мире Постоянное расширение Православной Диаспоры в международном масштабе, а также потрясающие социально-политические изменения у православных народов Восточной Европы не только преобразуют социальную и духовную карту мира, но и определяют заново экуменическую миссию Православия в его современных отношениях с остальным христианским миром.

Православные Церкви циклом Всеправославных Совещаний (1961, 1962, 1963, 1968 гг.) и подготовкой Святого и Великого Собора Православной Церкви, серией Предсоборных овещаний (1976, 1982,1986 гт.) готовятся к более эффективному подходу к новой реальности Сейчас наступило подходящее время для более полной координации православного богословия. Силы есть и их достаточно, но по разным причинам они остаются разобщенными или неиспользованными в современном богословском диалоге в экуменическом масштабе. Новая европейская и вообще мировая реальность открывает новые горизонты запрограммированному, общему и скоординированному показу православного свидетельства во всех современных богословских, церковных, духовных и социальных проблемах мира. Так или иначе с этими проблемами уже встречаются представители поместных Православных Церквей не только в многосторонних, но и в двусторонних богословских диалогах.

Только таким образом свидетельство Православия будет рассматриваться как предложение современной и широко принятой интерпретации отношения Бога с человеком и миром. Описательное изложение святоотеческого учения, иногда самое научно обоснованное, добавляет значительные элементы для его авторитетного понимания и по-настоящему совершенствует академическое богословие. Тем не менее, уже пора использовать лучше и систематичнее эти замечательные усилия, чтобы дать авторитетный православный ответ таким современным проблемам, как, например, требование положить конец трагическому церковному расколу, содействовать вкладу христианских Церквей и Конфессий в дело защиты прав человека и уникальной святости человеческой личности, торжества христианских идеалов мира, справедливости и любви между людьми и народами, уважения и защиты божественного творения от разрушительного и варварского безумия современного человека, более полного использования всех слоев верующих в теле Церкви и вообще решить вопрос более систематического православного толкования отношения Бога к современному человеку и миру.

Этот долг православного богословия и, особенно, греческого, возникает сегодня настойчивее, с одной стороны, из-за решительного стремления к осуществлению идеи объединенной Европы Двенадцати, с другой, из-за острейшего внутреннего кризиса господствующей идеологии после непредвиденных космогонических изменений в странах Восточной Европы. Христианские народы в Европе и вообще в мире неожиданно отторглись от однозначных эмпирий идеологии и этатизма и ищут потерянные корни своего духовного облика и наследия. Вспышки восторга представителей Церкви и богословия по поводу непредвиденных и потрясающих событий не есть и не могут быть ответственным ответом православного богословия, задумывающегося над проблемами современного человека, который не может отождествиться с тем, что сегодня осуждает международное сообщество, но и не в состоянии безболезненно отказаться от всего того, что он создал сам, т.е. от облика и содержания всей современной цивилизации.

The Final Frontier

Третье Предсоборное Всеправославное Совещание (1986 г.) своим уже известным Заявлением о современном понимании и интерпретации христианских идеалов положило начало миссии, воплощенной во времени и истории православного богословия. Характерен отрывок, которым завершается текст Декларации.

Мы, Православные христиане, поскольку понимаем смысл спасения, чувствуем долг бороться за облегчение болезней, несчастья и тревоги. Поскольку переживаем опыт мира — не можем быть безразличными к его отсутствию (мира) в современном обществе. Поскольку получаем благодеяния от Божественного Правосудия — боремся за более полную спра-ведливость в мире за нейтрализацию (устранение) всякого гнета между людьми и народами. Поскольку мы ежедневно чувствуем божественное снисхождение — боремся против всякого фанатизма и человеконенавистничества среди людей и народов. Поскольку мы получаем Божественный дар свободы в искупительном деле Христовом — можем полнее показать Его всеобщую Любовь к каждому человеку и к каждому народу. Поскольку мы питаемся Телом и Кровию Господней за Божественной Евхаристией — чувствуем потребность в великих Дарах Божиих вместе с нашими братьями, полнее понимаем голод и лишения и боремся за преодоление их. Поскольку мы чаем Новой Земли и Новых Небес, где будет абсолютная Справедливость, то и теперь боремся здесь и сейчас за возрождение и обновление человека и общества. Этим всеправославным самосознанием и призывом к Православию свободному от безрассудного фанатизма и разболтанного либерализма, к Правосланию. которое нельзя представить без души и тревоги за правоту действий, хотелось бы закончить свое короткое выступление о современной миссии православного богословия.