Общее и частное богослужение

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

общее и частное богослужение в Минске

Православное Богослужение разделяется на общественное и частное, смотря потому, где, кем, когда и как оно совершается.

Богослужение называется общественным, когда оно совершается при общем собрании верующих, в храме, освященном Церковью, совершается в узаконенное время, священнослужителями и по известному чиноположению.

Частным Богослужением называется такое Богослужение, которое совершается членом Церкви в своем семействе или наедине, вне общего собрания верующих, по собственному расположению верующего. В состав его могут входить разные благочестивые упражнения и действия, которыми являются, например, домашняя молитва утром, вечером, перед принятием пищи и после и по возможности перед началом и по окончании каждого дела; чтение слова Божия и других благочестивых и поучительных книг; повторение слышанного в церкви; благоговейное выражение религозных чувств перед Богом в духовных песнопениях; обращение каждого обстоятельства жизни в предмет благоговейного размышления для образования ума и сердца, и наконец, домашнее Богослужение, совершаемое по приглашению служителем Алтаря, и отчет в своем поведении перед судом своей совести и Богом.

После грехопадения человек не мог уже приносить Богу первобытную жертву, потому что жизнь его стала виновна и нечиста перед Богом, а между тем как благодеяния Божии роду человеческому становились безпрерывно многочисленнее и выше, а падший человек мало по малу, по мере большего падения и удаления своего от Бога, терял и зрение и чувство для вещей Божественных; тогда необходимы стали для него символы и обряды, которые бы возбуждали, поддерживали и сохраняли в его сердце чувство веры и благочестия к высочайшему Существу и преданность Его воле.

Эти символы и обряды с самого начала истории человеческого рода часто были учреждаемы и утверждаемы Церковью. Так сам Бог благословил и освятил седьмой день миротворения и учредил жертвоприношения, чтобы человек ими благоугождал Ему. Принося жертву Богу, человек представлял себе свою собственную греховность и вместе поддерживал сознание, что смерть жертвы есть собственно им самим заслуженное наказание; и таким образом удостоверялся, что он находится в общении с Богом, и что это общение есть дело неизреченного милосердия Божия.

Кроме жертвы сам Бог принимал с благоволением от святых патриархов известные освященые молитвы, омовения, обеты, клятвы и др. С этого времени во все ветхозаветные времена человек искал примирения с Богом посредством Богослуженея, выражавшегося в жертвоприношешях, указывавших имеющее некогда совершиться действительное искупление человека от наказашя греха, проклятия и смерти, и подготавливавших к нему Ветхозаветную Церковь. Чинопоследование ветхозаветного Богослужения у народа Божия был определен со всеми подробностями самим Богом в законе обрядовом, данном Им через вождя израильского народа Моисея на Синае.

Через это Богослужение Бог входил в общение с человеком для сообщения ему даров, определенных обетованием и законом а человек, храня обетование и соблюдая предписания закона, предавал Богу в хвале и благодарности веру в грядущего Искупителя. И если Богослужение имело для Израиля умилостивительную силу, то не само по себе, а потому, что было прообразом той великой жертвы, которую некогда должен был принести Богу Отцу Богочеловек Иисус Христос, распятый на кресте за грехи всего Мира. От того с совершением этой жертвы обрядовое Ветхозаветное Богослужение потеряло всякое значение и дало начало другому Богослужению, Новозаветному, установленному самим Иисусом Христом в таинстве Евхаристии, которое Он завещал совершать в Его воспоминание, и в учреждении других таинств.

Ветхозаветное Богослужение, определенное законом, перед пришествием Спасителя, делилось на два вида: на Богослужение храмовое и Богослужение, которое совершалось в синагоге. Первое по преимуществу отправлялось в храме и составными частями его были: чтение десятословия и некоторых других избраниых стихов Священного Писания, четыре определенные молитвы, благословение народа священниками, приношешя и жертвы и, наконец, песнопения. Кроме храма, со времени Ездры, была синагога, в которой чувствовали особенную нужду иудеи, лишенные участия в храмовом Богослужении и не желавшие оставаться без общественного релииозного назидания. В эти устрояеме места Богослужения иудеи собирались по субботам для молитвы, пения, чтения Священного Писания, равно как для перевода и объяснения его рожденным в плену и незнавшим хорошо Священного языка.

Так Он обещает быть с верующими там, где собраны двое или трое во имя Его и пребыть с ними во все дни до скончания века. Он сам молится и иногда целую ночь, молится при пособии внешних видимых знаков, таких, как: возведение очей своих к небу, преклонение колен и т.д. Он побуждает к молитве и других, указывая в ней благодатное средство, делит ее на общественную и домашнюю, учит своих учеников и самой молитве.

Далее, Он возвещает новое свое учение Евангелия через живое слово, через проповедь и заповедывает своим ученикам проповедывать его во всех народах, преподает благословение, возлагает руки и наконец защищает святость и достоинство дома Божия. А чтобы сообщить людям, уверовавшим в Него, Божественную благодать, Он устанавливает таинства, повелевая Апостолам крестить приходящих в Его церковь; во имя данной им власти, поручает им право вязать и решить грехи людей; особенно же между таинствами заповедует совершать, в Его воспоминание, таинство Евхаристии, как образ голгофской крестной жертвы.

Преемники Апостолов — пастыри и учители Церкви сохранили Апостольские постановления в отношении Богослужения и, на основании которых, во времена спокойствия, после ужасных гонений, на Вселенских и некоторых поместных соборах, определили письменно весь почти до подробностей постоянный и однообразный чин Богослужения, сохраняемый Православной церковью и до настоящего времени.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: