Подготовка к погребению

+375 44 555-999-6 - Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

подготовка к погребению в Минске

Подготовка умершего к погребению

Погребение усопших является одним из главных христианских обрядов. Церковь сопровождает христианина на протяжении всей его земной жизни и не оставляет его своей заботой и после смерти. Церковь смотрит на тело человека как на храм души, освященный благодатью церковных таинств, а настоящая временная жизнь представляется как подготовка к будущей вечной жизни. Но в будущей вечной жизни принимать участие будет и душа и тело человека, которому надлежит воскреснуть после всеобщего воскресения. Основанием для установления христианского погребения является погребение самого Христа Спасителя.

Обряд погребения усопших

Забота об останках усопших христиан осуществлялась Церковью с момента ее основания. Первое свидетельство о погребении предлагает нам книга Деяний апостольских (8.2). Что касается самого погребального обряда первых христиан, то он был близок к иудейским погребальным обычаям и традициям, согласно которых был погребен Иисус Христос. После смерти христианина его близкие закрывали ему глаза и уста, омывали его тело и умащали его елеем, иногда к этому присоединялось добавление ароматных веществ. Далее тело обвязывалось льняными пеленами, иногда применялись различные дорогие материи, или тело облекалось в лучшие одежды умершего человека. Тело оставлялось в доме усопшего. Вслед за этим в дом приходил предстоятель местной Церкви и возносил молитвы о душе усопшего при пении гимнов и выливании елея на тело усопшего. Тело умершего сопровождалось пресвитером на кладбище с пением псалмов, перенесением креста и с зажженными свечами. И, наконец, тело предавалось земле. С телом умершего полагались различные предметы, например с телами мучеников – орудия их мучений, но прежде всего, полагался крест. На основе древнего обряда погребения были составлены каноны и стихиры на погребение Ионном Дамаскиным и Феофаном Начертанным.

Почему умерший называется усопшим

Над умершим читается отрывок из апостольского послания о надежде воскресения. Евангелие, которое читает священник говорит о будущем воскресении, поэтому все умершие называются усопшими, то есть уснувшими, так как им предстоит выйти из своего гроба к будущей вечной жизни.

Обряд целования умершего

Святой Дионисий пишет: «потом божественный священноначальник произносит над усопшим священную молитву, после молитвы сперва сам целует усопшего, а потом и все присутствующие». Причину этого целования раскрывает святой Амвросий в Шестодневе: «целование – это знак благочестия и любви». То есть того благочестия и той искренней любви, по которым умершее тело христианина почитается как истинный храм Божий и все покланяются перед ним и целуют уста его, как двери храма. Последнее целование это знак того, что он пребывает в общении и единении с нами, потому что после смерти мы не разлучаемся друг с другом. Мы все пойдем той же дорогой и уже не будем разлучаться, потому что будем жить с Христом, как и теперь соединяясь с Ним.

Возливание елея на тело усопшего

На тело усопшего издревле принято возливать елей (масло) или от лампады или тот, который остается от таинства соборования. Святой Дионисий говорит: «после целования священноначальник возливает елей на усопшего. Вспомни здесь, что перед крещением, совершается помазание елеем, и теперь в завершении жизни совершается такое возлияние елея. Тогда помазание елеем призывало к священным подвигам, а теперь возливается елей в ознаменование того, что усопший уже завершил сой жизненный путь и почил от трудов своих. Симеон Солунский говорит: «елеем помазуются и мертвые, как говорит божественный Дионисий, по примеру того помазания елеем, которое было совершаемо перед крещением, и причину этого помазания видит в том, что скончавшийся доблестно во Христе окончил тот подвиг, ради которого он помазывался прежде, помазуется и теперь. Это помазание есть знамение Христово и печать отошедших во Христе, которые подвизались за Христа в освящение тел своих и благочестно жили здесь, равно и как в знак чести для самых подвижников, поживших по образу Христа, знамением которого и служит этот священный елей помазания. Поэтой же причине мощи святых мучеников, которые полагаются под жертвенником, как бы в гробе, помазываются вместо елея святым миром, так как совершенные достойны более совершенного. Когда тело полагается в гроб, на него крестообразно возливается елей, это является выражением того, что усопший провел благочестивую жизнь. Для этого сначала крестообразно отирают водой и губкой лицо, руки и ноги, а потом возливают елей.

Что значит пение Аллилуйя при погребении

Во время совершения отпевания священником читаются псалмы с припевом после каждого стиха песни аллилуйя, который является хвалебной песнью обращенной к Богу. Ничто так часто не произносится на заупокойном богослужении, как эта песнь. Иероним о кончине Фабиолы пишет к Океану: тогда распространившийся слух, возвестив такую печаль, созвал на погребение народ со всего города: гремели псалмы и позолоченные купола храмов колебала на высоте песнь аллилуйя. В этой песни выражается как приветствие оставшихся в живых умершему, как перенесшему все бедствия жизни и уже достигающему участия в небесном блаженстве, так и попечение святой Церкви о том, чтобы утешить всех опечалившихся о смерти ближних и возбудить их к прославлению неведомых судеб Божиих. И часто, действительно бывает так, что душа, огорченная смертью ближнего и может быть пораженная ее неожиданностью, когда сопоставляют волю человека с промыслом Бога, получает облегчение и успокоение.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: