Погребение

Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске
+375(44)555-999-6 - Священник Александр Пальчевский

погребение в Минске

Обряд погребения

Погребение - что это такое. Посмертное существование души, до Второго пришествия Христа, не для всех будет одинаковым. Души тех, кто принял смерть с верой, пребывают в состоянии предвкушения радости от встречи с Богом, а души нераскаянных грешников в состоянии скорби. Определение состояния души умершего происходит на частном суде, он имеет такое название потому, что он совершается сразу после смерти; здесь предрешается будущая участь каждого, но еще не определяется окончательное воздаяние. В священном Писании есть указания на это. Святой Апостол Павел говорит: «Человеку положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27), это значит, что после смерти каждый должен будет предстать перед Богом и дать отчет о своей прожитой жизни.

Церковь своей молитвой, родные и близкие деятельным выражением своей любви способны помочь усопшим. Свидетельства о молитве за усопших есть так же и в Ветхом Завете. В книге пророка Иеремии есть указания на традицию, которая состояла в преломлении хлеба в утешение об усопшем. В древней Церкви молитва за умерших была важной составляющей богослужебной жизни. Подтверждением этому являются тексты древних Литургий и другие источники. На основании Священного Писания и Священного Предания молитва об усопших присутствует сегодня как в общественном богослужении, так и в частных молитвах православных христиан.

Погребение умерших

Останки умерших христиан всегда были окружены особенной заботой. Тело человека воспринимается в христианстве как храм души, смерть – это сон, после пробуждения от этого сна начинается жизнь вечная. После наступления смерти над телом умершего совершают омовение теплой водой. Это делает обычно кто-то из родственников. Тело умершего Христа после того, как оно было снято с креста, омывалось. При этом произносится молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй».

Далее умерший одевается в новую одежду, которая должна соответствовать званию и служению усопшего. Вслед за этим на тело полагается белое погребальное покрывало или саван, который указывает на те белые одежды, в которые облачают после крещения и поэтому изображает то, что умерший сохранил до конца жизни обет, данный им при крещении. На груди усопшего должен обязательно быть крестик. Под голову кладется подушка, на лоб возлагается венчик, на котором изображен Христос, Богородица и святой Иоанн Креститель. В руки умершего влагаются крест и икона, которые выражают его христианскую веру. При подготовке усопшего к христианскому погребению лучше не прислушиваться к различным советам, которые часто не имеют ничего общего с православными традициями и церковными обрядами. В таких случаях лучше обратиться за советом к священнослужителю.

Каждение при погребении

Использование фимиама или ладана при погребении умерших - это древняя христианская традиция. Святой Симеон Солунский так объясняет применение каждения: «таким образом, тело христианина, как освященное, предается земле с молитвой, трисвятой песнью и с кадилом потому, что он предал свою душу Богу. Кадило приносится Богу в жертву умилостивления Его об усопшем, в знак выражения благочестивой и православной жизни почившего, - жизни благоуханной, как святой.

Свечи на погребении

Слова Священного Писания, подтверждающие существование частного суда указывают на возможность и необходимость поминовения усопших. Души умерших христиан пребывают в надежде на то, что они будут спасены. Но, сами они уже ничего не могут сделать для изменения своей будущей участи.

В числе древних христианских обрядов, соблюдался тот, согласно которому, умершие христиане погребались с предшествующими священнослужителями с горящими лампадами или свечами. Это касалось в особенности погребения останков мучеников. Тот же Симеон Солунский пишет: «потом берут тело и несут в храм с лампадами, изображая тот непрестанный и Божественный свет, которым просвещен христианин в крещении».

При выносе тел усопших поется трисвятая песнь. Когда несут тело священных лиц и простых христиан к погребению принято протяжно петь трисвятую песнь, потому что все умершие являются рабами Святой Троицы, Ее исповедовали в своей жизни, в Ней скончались и к Ней шествуют после смерти с ангелами, воспевающими трисвятую песнь.

Место погребения

Умерший предается земле, чтобы то, что было взято от земли, вновь вернулось в землю. Как писал один священник: «Одевшись в священнические одежды, я совершил над ним необходимые молитвы и по обычаю опустил своими руками землю на дружеское тело, которое и само должно стать землей». Святой Симоеон свидетельствует: до могилы идем с останками и поем трисвятое славословие Бога в Троице; полагаем останки в могиле и с молитвой предаем их земле, исполняя Божественное повеление: земля и в землю отыдеши; в тоже время выражаем надежду воскресения, знаменуя останки крестом или полагая на поверхность могилы некоторые знамения воскресения.

Пособие на погребение

Все, что касается пособия, выплат на погребение, заявление и все необходимые документы, регулируется Законом Республики Беларусь "О погребении и похоронном деле".

Чтение Псалтири по усопшим

Чтение Псалтири (книга Ветхого Завета) над усопшим известно с глубокой древности и совершается до и после погребения, особенно в период сорока дней после смерти. Сама книга разделяется на двадцать частей, которые называются кафизмами. Слово "кафизма" переводится как "сидение". Разделение Псалтири на кафизмы в том виде, как мы видим это сегодня произошло в 9 веке. Родным и близким желательно присутствовать при чтении. Несмотря на огрничения заупокойных служб в период Светлой седмицы, чтение Псалитири может совершаться с добавлением пасхальных текстов.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: