Каждение и поклоны

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

каждение и поклоны в храме

Исторически известно, что в первые века Христианства некоторые части Богослужения сопровождались каждением в напоминание о внутреннем духовном состоянии верующих. Каждение – это благоуханная жертва Богу, сопровождаемая молитвами, особенно на Литургии, и служить выражением благочестивого упования на благодатное принятие Богом самых мо¬литв, как духовного благоухания. Это знаменование, воскуряемое через фимиам, основывается на Апокалипсисе и выражается в той молитве, которая читается при благословении кадила.

В домашней жизни восточных народов видим обычай, что в числе лучших приношений и приятнейших даров гостю издавна считались благовония. Поэтому и христианская церковь, руководствуясь дохристианской практикой, не могла не употреблять это символическое действие, вполне соответствующее христианским мыслям. Свидетельства об употреблении каждения при христианском Богослужении восходят к самой глубокой древности. О ладане говорят — Литургия Апостола Иакова, сочинения Дионисия Ареопагита, Апостольские постановления и святой Ипполит, отец 3 века.

В 4 веке о каждении упоминает Ефрем Сирин в завещании о погребении своем: «воскурите фимиам в святилище, меня же погребите с молитвами принесите благоволение Богу, а мне дайте псалмы». Кирилл Александрийский говорит, что ладан употребляли, кроме Литургии, и при других службах, например, в крестных ходах. После осуждения Нестория народ Ефесский при свете факелов сопровождал отцов собора до их жилищ, а женщины возжигали ладан при их шествии.

Каждение выражает сердечное желание, чтобы молитвы наши также легко и скоро возносились на небо, к Господу Богу, как легко и скоро поднимается дым от курения, чтобы молитвы наши также были угодны и приятны Богу, как нам приятно обонять благовоние и чтобы спасительная и всеосвящающая благодать Святого Духа также наполняла наши сердца, как благодать фимиама наполняет храм.

Для каждения употреблялся и употребляется фимиам, что значит сожжение благовонных веществ. Слово «ладан» греческое и происходит от слова, которое значит собственно дерево, источающее смолу, а потом — и саму смолу. Прежде всего употребляли эту смолу при своем Богослужении евреи. Закон Могсеев описывает само его приготовление. Так точно и христанская церковь удержала для воскурения ладан, и тем более, что в числе даров, которые принесли восточные мудрецы родившемуся Спасителю, был и ладон, как благовонная жертва самому Господу.

В настоящее время для воскурения кладется в кадило смола из деревьев, растущих в дальних странах. Каждение совершают в настоящее время кроме священнодействующих и дьяконы, почему Архидьякон Стефан изображается с кадилом. Во 2 веке встречаем стремление дьяконов завладеть этим действием, как им собственно принадлежащим. О значении этого символического действия можно сказать, что когда кадят при Богослужении перед святыми иконами; тогда каждение означает дар Богу и Его святым, возносащиеся на небо вместе с молитвой. А когда кадят пред всеми, пришедшими в церковь; тогда каждение означает духовное благоухание молитв верующих с желанием, чтобы Бог принял их в воню благоухания и ниспослал на приносящях молитвы благодать Святого Духа.

Поклоны

Во все времена преклонять голову перед другими значило выражать перед ними повиновение, душевное расположение или благодарность; а перед Существом Высочайшим Богом — значит свидетельствовать перед ним свое благоговение, как утверждает это Священное Писание. У Евангелиста Луки говорится, что Апостолы поклонились, возносящемуся от них Господу.Поэтому в христианской церкви, с самаго ее начала, поклоны употребляются при Богослужении, как необходимое, внешнее выражение внутренней молитвы.

Поклоны бывают великие и малые. Малым поклоном называется обыкновенное наклонение головы, которое бывает при разных случаях, например, при чтении Евангелия, чем молящиеся выражают свое внимание; при перенесении святых даров с жертвенника на престол — чем они выражают благоговение и мысленное участие в шествии Иисуса Христа на вольное страдание; при чтении молитв главоприклонения и при других случаях.

Большим поклоном называется склонение головы и тела до земли без коленопреклонения. Большие поклоны, иначе называемые земные поклоны, требуются церковным уставом во время великопостных Богослужений, при усиленной молитве, когда малые поклоны считаются уже недостаточными. Наклонение головы при молитве было в употреблении в церкви Ветхозаветной еще при Аврааме и Моисее. Поклонился Господу раб Авраамов, когда узналъ о назначенш Ревекки быть женой Иса аку; поклонились и Евреи, когда выслушали заповедь Божью о заклании пасхального агнца.

В христианской церкви, как видно из Постановлений Апостольских и из слов Иоанна Златоуста, с наклонением головы до земли молились оглашенные, кающиеся и одержимые злым духом, а иногда и верные, в особенности тогда, когда священник произносил о них молитву на вечернем, утреннем Богослужении. Во время главопреклонения молящихся священник читает молитву, испрашивая у Бога временных и вечных благ. Подобным действием при молитве христиане подражают церкви небесной. Примеры этого символического действия при молитве встречаются еще в церКВИ Ветхозаветной. Так молился Соломон в новосозданном храме и Даниил в плену Вавилонском. В Новозаветной церкви с коленопреклонениием молился Сам Иисус Христос, первомученик Стефан и Апостол Павел.

В Апостольских постановлешях и у святого Иоанна Златоуста указываются молитвы, которые возносились в собраниях христиан с коленопреклонением. Василий Великий составил на день Пятидесятницы для вечернего Богослужения свои молитвы, которые должны быть возносимы к Богу с колено преклонением.

Таким образом, все эти свидетельства говорят нам о древности коленопреклонения, как символа молитвенного при Богослужении, и о постоянном употреблении его в церкви при известных случаях. О значении этого молитвенного положения при Богослужении Василий Великий пишет: «всякий раз как мы преклоняем колени и опять встаем, тем самым показываем, что грех поверг нас на землю, но человеколюбие Творца возвело на небо». Коленопреклонение представляет собой символ покаяния и смирения, или оно выражает сознание нашей греховности перед Богом и желание таким самоуничижешем умилостивить Его и испросить у Него прощение и помилование. Поэтому церковь предписывает преклонять колени не в праздничные дни, а будничные и в дни покаяния.

Этот древний обычай христиане настолько уважали, что считали дерзостью преклонять колени в воскресный день. По Апостольскому преданию, подтвержденному первым Вселенским собором, христиане в дни воскресные и дни от Пасхи до Пятидесятницы должны были молиться стоя, чтобы напомнить себе воскресение свое со Христом и обязанность искать горнего. В древние времена одни только кающиеся, должны были и в эти дни приносить свои молитвы с коленопреклонением. В великй пост, когда все Богослужение направлено главным образом к тому, чтобы возбудить грешников к раскаянию и умолить Господа быть милостивым к ним, коленопреклоненные молитвы почти непрерывны. Кроме того, с коленопреклонением совершаются молитвословия по какому-нибудь особенному случаю, например, по случаю общественных бедствий: губительной болезни, засухи, пожаров. Отсюда установлен точный и древний порядок для всех христиан — преклонять колени лишь во время, указанное церковью.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: