Святая вода

Принятие святой воды

Святая вода имеет широкое распространение, применение и использование в Православной Церкви, так как представляет собой источник освящения и Божественной благодати. Через святую воду мы освящаем себя, свое тело и душу и все, что нас окружает в повседневной жизни. Вода используется в таинстве Крещения, когда мы духовно возрождаемся и соединяемся с Богом. И в конце земной жизни останки человека окропляются водой для напутствия в вечную жизнь. Перед началом путешествия мы получаем благословение через воду. Строительство и основание нового дома или вселение в новое жилище сопровождается благословением с использованием святой воды. Все наводящиеся в Церкви предметы богослужебного употребления и одежды священно и церковнослужителей всегда освящаются и окропляются водой с чтением особенных молитв. Конечно и сам храм, в начале и в завершении строительства, да и каждый год в престольный праздник, храм окропляется водой.

Обычай совершать освящение воды восходит к временам основания Церкви Христовой. В 8 книге постановлений апостольских представлен порядок освящения воды и сама молитва, которая произносится при этом. С особой силой эта традиция распространилась со времени Шестого Вселенского собора, на котором, по свидетельству Вальсамона, было постановлено ежемесячно совершать водоосвящение в храмах, в противодействие суеверным гаданиям, совершавшимся христианами, по языческому обычаю в начале каждого нового месяца. Чин малого освящения воды был составлен и приведён в порядок патриархом Фотием в 9 веке.

Как освящается вода

Святая вода освящается в Церкви, — это совершается множество раз в течение года и имеет различное употребление. Есть традиция совершать малое освящение воды раз в месяц. Установление об освящении воды приписывают святому апостолу Матфею. Освященная вода имеет такое наименование как агиасма. Есть великая и малая агиасма. Великая агиасма – это вода, которая была освящена в праздник Богоявления (Крещения Господня). Она освящается чинопоследованием, которое называется «Великое освящение». Соответственно малая агисма освящается при малом водоосвящении.

Чин великого освящения воды

Великое освящение воды совершается в навечерие Богоявления и в сам день праздника на литургии после заамвонной молитвы. В навечерие оно совершается притворе храма, а в Богоявление вне храма. Великим оно называется в отличие от малого, по особенной торжественности и значению обряда. После освящения воды, священник окропляет крестообразно на все стороны и всех предстоящих.

Освящение символически изображается через троекратное благословение воды рукой священника и троекратное погружение креста при пении тропаря праздника

Христос принял крещение в водах Иордана не потому, что нуждался в освящении, а для того, чтобы освятить водное естество и сделать его средством очищения и освящения человека. На этом основывается традиция древней церкви совершать водоосвящение в день Богоявления в воспоминание крещения Спасителя и для крещения оглашенных. Для того чтобы предложить святыню для ежедневных нужд Церкви произошло постепенное отделение великого освящения воды из освящения воды для таинства крещения. Этот чин освящения был составлен патриархом Иерусалимским Софронием в 7 веке.

Святая вода для исцеления души и тела

Святая вода может приниматься верующими натощак вместе с просфорой, для окропления дома, освящения различных предметов. Если святая вода заканчивается, то вполне можно добавить в нее свежую воду, она не потеряет свои свойства и останется той же.

Добавить комментарий

*