Тайная Вечеря

Связь с Евхаристией

В Ветхозаветном Богослужении праздника Пасхи по закону Моисееву каждый хозяин дома, по окончании обряда вечери, брал чашу с вином, которая называлась чашей благословения, и, подняв ее, произносил благодарственную молитву за сотворение мира за подаяние человеку благ в наслаждение и за оказание особенного благодеяния народу своему; так точно и при совершении Новозаветной Пасхи, Иисус Христос, как хозяин собрания, взял хлеб и вино, поднял их, воздал хвалу Богу Отцу и затем, раздробляя хлеб и подавая его участвовавшим на вечери, говорит нечто новое и придает этому священнодействию новый смысл.

Совершением Тайной Вечери Иисус Христос раскрыл своим ученикам истинный смысл и отношение Евхаристии к своей искупительной смерти. Новозаветная Пасха — Евхаристия по содержанию своему — это жертва за избавление всего человечества от греха, проклятия и смерти, которым человек подвергся через первый грех, совершенный прародителями Адамом и Евой в раю. Евхаристия представляет собой действительное и настоящее воспоминание о жертве, принесенной Христом на кресте через смерть; почему и сказано Им: сие творите в мое воспоминание; так точно она есть сама жертва в собственном смысле, приносимая нами во оставление грехов и воплощена в образы и различные священнодействия, представлена в форме одного стройного целого, — главного христианского Богослужения — Божественной Литургии.

Между жертвой священной Евхаристии и жертвой крестной нет существенного различия: это одна и та же жертва, только приносимая в различном виде; а приносящий жертву один и тот же Иисус Христос. На Голгофе Иисус Христос сам видимо принес себя в жертву; на престоле в храме, — приносит себя невидимо через священнослужителя церкви, возобновляя снова перед Своим Отцом жертву своих страданий и своей смерти для нашего искупления и спасения, особым образом под видом хлеба, который есть само Тело Христово, и особо под видом вина, которое есть самая Кровь Его, таинственно закалаемая духовным мечем — словами священнослужителя: «и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа твоего».

Продолжение Тайной Вечери

Во время совершения Божественной Вечери — Евхаристии мы не просто исторически только вспоминаем устроение царства Божия на земле; но как бы переживаем это самое великое время. Мы вспоминаем и собственными глазами созерцаем, как созидалось это царство на земле, торжественно благословляем и прославляем это царство и те дивные дела, которые Иисус Христос сотворил для нашего спасения. Человек через свое падение лишился нравственных сил, а отсюда и все внешние блага потеряли для него значение. В Евхаристии же он снова приобретает, а вместе с ним и вся природа, новые силы для новой своей жизни, вкушая с трепетом и любовью пречистое Тело и Кровь Христову.

Вставая с Вечери, Иисус Христос воспел вместе со своими учениками и закончил священную свою речь первосвященнической молитвой, в которой, как Первосвященник, молится за своих учеников и за всю будущую Церковь, имеющую основаться на Его крестной смерти.

Для непрестанного воспоминания об этой вечери, для устройства и развития Церкви на земле, Он дает ученикам право и вверяет им власть и в лице их всему священству, совершать Божественную Литургию и другие таинства. Для этого после своего воскресения Господь посылает апостолам Святого Духа.

Составными частями христианского Богослужения в век Апостольский, по словам священного Писания, были: молитва — просительная, хвалебная и благодарственная, песнопения, чтение священного Писания, проповедь и священные действия, взятые из Ветхозаветного Богослужения: возложение рук для преподания благодати Святого Духа новокрещаемым и лицам иерархическим, коленопреклонение, поднятие рук; обнажение мужчинами головы, братское целование, торжественное освящение места Богослужения, благословение народа вообще, и в частности словами: «благодать Господа нашего Иисуса Христа», приглашение предстоящих к вниманию, в особенности в важные минуты Богослужения.

Можно сказать, что христианское Богослужение в главных своих частях определялось Апостолами положительными предписаниями после чего верующим оставалось только исполнять предписанное в точности. Самый же высший и пункт общественного Богослужения составляла Евхаристия, как таинственная жертва, и причащение истинного Тела и Крови Христовых. При этом теплое и живое Апостольское слово воспламеняло и поддерживало в обществе хритан, собиравшихся для совершения Евхаристии, живое воспоминание о Христе и Его деяниях, воодушевляло в них и святую любовь к Нему. Такое возбуждение религиозного чувства составляло как бы приготовление к совершению Евхаристии. Оно раскрывалось в молитве, пении; а самое высшее и сердечное выражение веры и благоговения ко Христу и братское единение самих верующих между собой выражалось в преломлении хлеба.

Агапа – вечеря любви

Евхаристия или преломление хлеба в век Апостольский и далее по времени в первоначальной жизни христиан присоединена была к общему столу их, или к так называемой вечери любви. Это действие, или вечеря любви, у первенствующих христиан выражала собой братское общение, единство всех учеников между собой, а присоединение к ней Евхаристии означало единение с Тем, Кто преподал и преподает участвующим свое Тело и свою Кровь для духовного питания и жизни вечной. Совершаясь благочинно и благоприлично, общий стол отправлялся вначале Евхаристии. Так было в церкви коринфской при Апостоле Павле. Потом мы видим и обличение Апостола, направленное на коринфскую церковь за то, что верующие, собираясь в начале Евхаристии на вечерю любви, не соблюдали должного порядка и заботились здесь более о пресыщении, чем о назидании и благочинии; почему агапа перенесена была к концу Евхаристии.

У Тертуллиана, отца Западной церкви, сохранилось подробное описание этой вечери любви: «каждый, кто мог, говорит Тертуллиан, все приносил для общего стола, за который все садились». Здесь всякий ел столько, сколько необходимо для поддержания жизни и пил для утоления жажды. Когда кончается трапеза и поставляются свечи, тут и оказывается, как кто пил и пресыщался. Потом настоятель приглашал каждого из присутствовавших или сказать поучение или петь псалом; тут свидетельствуется, как кто вел себя за трапезой. Из описания Тертуллианом совершения агап видим еще и то, что на этих христианских собраниях стал преобладать дух личности.

Богатые, например, приносили к столу больше, чтобы получить большие части, а бедные, по бедности своей, не могли того делать, почему и получали части скудные. Между тем по словам Тертуллиана, предстоятели церквей мало помалу забывали о характере агап первенствующих христиан, и от того они приняли даже характер пиршеств. При этом нужно заметить и то, что Евхаристия соединялась тогда не только с вечерей любви, но и с другими священнодействиями христианского Богослужения. Совершалось ли, например, погребение умерших или крещение младенцев, такие действия всегда или начинались или заканчивались Евхаристией.

Когда первоначальный характер агап изменился, тогда отцы церкви начинают заботиться о совершенном отделении агап от Евхаристии. Во 2-м веке появилось даже Апостольское правило, повелевавшее совершать отдельно от агап Евхаристию, или то священнодействие, которое служило надлежащим средством к единению верующих со Христом и между собой. С этого времени и сам порядок совершения таинства Евхаристии несколько изменился.

Добавить комментарий

*