Вечерня и Утреня

После первых молитв вечернего богослужения читается 103 псалом, который называется предначинательным. В нем изображается мироздание, в том порядке, как это изложено у Моисея и прославляется Господь-Создатель. После торжественного прославления Бога следует молитвенное исповедание наших согрешений. Во время чтения этого псалма священнослужитель становится перед царскими вратами и читает вечерние молитвы, и напоминает собой Адама, который был изгнан из рая и каялся перед райскими вратами. Эти молитвы называются светильничными, так как в храме зажигаются светильники, и священник в этих молитвах просит Господа даровать свет невещественный, просвещающий наши души.

Последование вечерни

После псалма следует великая ектения, в которой мы испрашиваем у Господа то, чего мы были лишены вследствие грехопадения, — мир с Богом, ближними и с самим собой. Далее читается отрывок из Псалтири и малая ектения. Стихиры на Господи воззвах завершаются богородичным – кратким песнопением, обращенным к Пресвятой Богородице. Во время чтения стихир священник совершает каждение алтаря и всего храма. После Богородична поется песнь «Свете тихий», которая изображает пришествие на землю тихого света в кротком лице Иисуса Христа, который ради нашей немощи смирил себя даже до крестной смерти.

Прокимен и стихиры вечерни

Далее произносится прокимен дня. Церковь в последующих текстах просит Господа сподобить нас без греха сохраниться в наступающий вечер и эту просьбу подробнее раскрывает в просительной ектенье: исполним вечернюю молитву нашу Господеви, в которой мы испрашиваем у господа духовные блага в продолжение настоящей жизни, в конце ее и за пределами – в жизни будущей. В стихирах на стиховне Церковь воспевает оправданных и прославленных святых или различные важнейшие события в Церковной истории, которые укрепляют в душе христианина желание искать и найти блаженство, которое предназначено Господом для праведных. В этом желании он обращается словами Симеона богоприимца, который в конце своих дней увидел спасение Израиля: «ныне отпущаеши раба твоего Владыко». Таким образом, увидев пришествие тихого света, мы переносимся теперь, отходя ко сну, образу смерти, и просим у Господа христианского завершения нашей жизни.

Далее следуют «Трисвятое», молитвы к Пресвятой Троице, и молитва Господня, в которых мы выражаем то, что мы уже видели свет Израиля. Затем поется тропарь святому и Богродичен, произносится сугубая ектения и отпуст. Так совершается служение вседневной вечерни, помимо которой существует малая и великая вечерня. Этот состав богослужения был известен начиная с 4 века.

Утреня

Утреня следует непосредственно после полунощницы. В ней христианин выражает чувства свои Богу, хранящему и милующему его грешного, затем вспоминает и созерцает благодатные дела Божии, хвалит Бога от всех созданий и в особенности от церкви и, наконец — просит о святом употреблении, даруемой ему жизни. Первая мысль утрени выражается в шестопсалмии, или в чтении, следуемом непосредственно после возгласа священника: «слава святей..», 6-ти псалмов: 3, 37, 62, 87-го, 102 и 142.

Вторая раскрывается в каноне, который содержит 8 песней в честь Господа, Божией Матери, или святых, и прославляет события Новозаветные, заимствуя, особенно в ирмосах или начальных образцовых песнях, язык некоторых песней Ветхозаветных; в хвалитных стихирах и стиховных, в которых воспевается с помощью Ветхозаветных песней предмет священных воспоминаний. Стихиры хвалитные поются с известными стихами из хвалитных псалмов: 148, 149 и 150, а стиховные большей частью со стихами псалмов: 89, 14. 17 и 91, 2. 3, а иногда и с другими стихами, по празднованию дня. Славословие Господу от всех созданий церковь возсылает словами хвалитных псалмов, за которыми следует Новозаветное славословие, выражающее благодарение всесвятой Троице, особенно Агнцу Божию, вземлющему грехи мира.

Третья мысль или моление о благом употреблении времени содержится как в самом утреннем славословии — «сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам», так и в ектении: «дне всего совершенна». Порядок этих общих мыслей утрени указывается уставом церкви: непосредственно после полунощницы следует возглас священника: «Благословен Бог наш», и псалмы: 19 и 20, в которых мы утром прежде всего молимся, по заповеди Апостола Павла, продолжаем это моление в тропарях и богородичном. Краткая сугубая ектения заканчивает эти молитвы. Между тем как священник в начале утреннего моления, по обычаю Ветхозаветной церкви, кадит храм. Далее следует возглас: — «слава святей».., и шестопсалмие, в котором выражается с одной стороны величие Бога и обилие Его благодеяний, а с другой ничтожество и греховность человека.

Шестопсалмие

По намерению церкви, христианин должен в это время приготовить себя к собеседованию с Богом, явившимся на земле, почему шестопсалмию предшествует Ангельское славословие; «слава в вышних Богу», которое воспевает святая церковь, относя к родившемуся Господу. А как приближение к Богу и собеседование с Ним требует очищения души и сердца от всякой скверны; то для этого святая церковь предлагает 6 псалмов, исполненных глубокого покаянного чувства и заповедует слушать их с особенным настроением души: «глаголем сия псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу, невидимо беседующе, и молящеся о грехах наших», говорится в начале их чтения. Поэтому и внешние действия церкви, во время чтения шести псалмов, направляются к тому, чтобы расположить душу к умилению и сокрушению: в это время погашаются свечи, чтобы побудить нас к благоговейному слушанию чтения, и, как бы поставив верных в уединении и сокровенности, возбудить в них умиление и слезы покаяния.

Такому намерению церкви вполне соответствует само содержание шестопсалмия. В нем выражается вопль души, скорбящей о Боге, с твердой надеждой на помощь Божию. Поэтому в самом начале его мы слышим, как христианин, среди опасностей со стороны врагов, ищет успокоения в страждущем Спасителе, Который, охраняя его всюду, сохраняет и в ночное время, подавая ему сон мирен и безмятежен — аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя (пс. 37).

Далее, ощущение тяжкого бремени греховного, сознание собственной виновности в грехах поражают душу исповедующего глубокою скорбь. Он вместе с царем Давидом взывает: несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою…. Но эта скорбь, ощущающего греховное бремя, растворяется упованием на близость помощи Божией; поэтому удрученный тяжестью грехов вопит: яко на тя, Господи, уповах, Ты услыши, Господи, Боже мой не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Потом,в 62 псалме слышим вопль души, утреннюющей ко Господу своему и жаждущей быть вблизи с Ним, чтобы под кровом крылу Его найти успокоение от напастей вражиих, радость и веселие: Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю, возжада Тебе душа моя…. Поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крылу Твоею возрадуюся. После трех первых псалмов возглашается молящимся через чтеца песнь: “аллилуия” и славословие Пресвятой Троице, которым освящается и как бы ободряется внимание верных, и вместе отделяется первое трехпсалмие от последующего; а священник после этого выходит из алтаря в среднюю часть храма и читает тайно перед царскими вратами утренние молитвы, в которых от лица всех верных, как ходатай наш перед Богом, прежде всего благодарит Бога, возставившего нас от ложа нашего, просить отогнать от сердец наших утреннюющих всякий мрак и показать нас сынами света и наследниками вечных благ.

Далее молится за всю братию на земле, на море и на всяком месте и просит даровать миру мир, церквам, священникам и всем людям, и, «утвердив нас духом Владычним, за не помолитися, яко же подобает, не вемы, аще не Господь Святым Духом Своим не наставит нас и радость спасения сказав нам, сподобить нас даже до последнего издыхания нашего приносить Богу жертву правды и возношение во святых Его жертвенницех, яко во дни благообразно ходяще путем заповедей Его, при свете истинного солнца правды, достигнем в жизнь вечную и сподобимся в наслаждении быти непристуинаго Его света».

Появление этих 12 утренних молитв, читаемых от священника тайно, как и молитв вечерних, объясняется точно таким же образом, как и молитв вечерних. Затем следует чтение последних трех псалмов, в которых слышим, (пс. 87) что сознание тяжкого недуга греховного заставляет искренно кающегося днем и ночью взывать к Богу, без Которого нет ему помогающего. Друзья и знакомые не избавят его от этой лютой греховной язвы: исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися…. очи мои изнемогосте от нищеты, воздех к Тебе руце мои…, приклони ухо Твое к молению моему. Потом (пс. 102-й) от тяжкой скорби о грехах, человек, подкрепленный твердым упованием на Бога, переходит к славословию Его, изливающего на него беччисленные благодеяния, очищающего его от всех беззаконий, избавляющего от истления живот его и вообще ущедряющего его, по безконечной Своей милости, якоже щедрит отец сына.

Наконец, в чувстве сыновнего упования (пс. 142), христианин грешный и обрадованный взывает, да услышит Господь молитвы его, сотворит заутра милость свою с ним, избавит его от врагов и наставит Духом своим Святым на землю праву: услыши мя, Господи, в правде твоей и не вниди в суд с рабом твоим. Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Последняя половина шестопсалмия, как и первая, заканчивается тоже песнью: «аллилуия» и славословием Пресвятой Троице. За великой ектенией, следуемой за шестопсалмием, как продолжением безпомощного моления, святая церковь воодушевляет сокрушенного и опечаленного по Боге молящегося пением стиха: «Бог Господь и явися нам», указывая в явлении Бога во плоти на милость и благость Божию, на спасение Им нас грешных, и, в доказательство очевидного и осязательного милосердия Божия к христианам, повелевает петь со стихами 117 псалма тропарь дневного святого или события из истории церкви, возвещающий об этой милости и благости Божией.

В тропаре святая церковь изображает сущность празднуемого дня и указывает на ту милость Божию к согрешившим, что из числа членов церкви, святыми могут быть нашими ходатаями перед Богом.

Потом для поддержания в душе молитвенного расположения читаются три — в великом посте и две — в будничное время кафизмы с седальнами, заимствуемыми из Минеи, Октоиха или Триоди постной и цветной, в честь праздника или празднуемого святаго; за кафизмами следует покаянный псалом (50) и дневной канон, как подробное раскрытие прославляемого святого или празднуемого события. Далее произносится просительная ектения и молитва с главоприклонением о даровании «от святого жилища Его прощения вольных и невольных грехов и ниспослании мирных и премирных благ своих.

За просительной ектенией на повседневной утрени следуют стихиры на стиховне, раскрывающие чувство радости и благодарения, что Господь покрывает своих праведных светом благодати, память которых в назначенный день прославляется, что Он Всеблагий и милующий нас может помочь и нашей духовной немощи и удостоит нас тех благ, которые раскрываются в событях истории церкви; поэтому церковь внушает нам, по порядку за стихирами на стиховне, произносит песнь: «благо есть исповедатися Господеви и пети имени твоему, Вышний». За этой песнью следуют: трисвятое, Отче наш, тропарь дневной, слава: и ныне: богородичен, называемый отпустительным, сугубая ектения: «помилуй нас, Боже…» и обыкновенный отпуст с указанием на празднуемое событие.

Добавить комментарий

*