Ветхозаветная Пасха

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

Ветхозаветная Пасха

Пасха Новозаветная и Ветхозаветная

Первое таинство, составляющее основу других таинств, это то священнодействие, которое Иисус Христос повелел творить в свое воспоминание. Это та вечеря, которую Он установил перед временем своих страданий. Прежде чем говорить о совершении этого священного действия Иисусом Христом, заметим, что все христанские священнодействия не составляют со стороны внешней своей формы чего нибудь вновь созданнаго. Они не просто свободно принимались, но получали здесь свое значение, определяясь сообразно со своим существом, и только в этом новом определении допускались в христианском Богослужении. Например, Иисус Христос, совершая таинство Евхаристии, по внешней форме ничего не делал нового, чего не было бы в Ветхозаветной церкви при совершении ветхозаветной Пасхи; но только Он придал новое значение этому священному действию.

Прежде всего Спаситель хотел совершить с учениками ветхозаветную Пасху. А так как Иисус Христос не придавал обряду исключительного значения; то Он совершает Пасху за несколько дней до пасхи еврейской, празднование которой считалось важнейшим обрядом в Ветхом Завете, совершает ее прежде того, когда надлежало, по закону Моисееву, совершать ее т.е., прежде своих страданий.

Обряды ветхозаветной Пасхи

После предварительного приготовления трех опресноков, накануне праздника перед пятым часом дня, т.е., около 10-го часа дня евреи приступают к обеду; при чем вкушают не много и при том самой легкой пищи. Затем до появления звезды ничего уже не едят, чтобы через это возбудить в себе во время ужина аппетит к опреснокам.

После обеда, около шести часов дня, по-нашему в 11, хозяева дома разводят огонь, чтобы предать сожжению все квасное, найденное в вечер накануне пасхи. Сжигая квасное, глава семейства говорит: «всякое квасное, виденное или невиденное мною, вынесенное или невынесенное, да разсеется и погибнет, и да будет как прах земной». Приготовляясь таким образом к празднику Пасхи, евреи начинают потом праздновать ее с соблюдением следующих обрядов: вечером мужчины собираются в школы или синагоги для пения и молитвословия; между тем как женщины, оставаясь дома, стараются, как можно, роскошнее украсить столы, смотря по достатку каждого, золотыми и другими драгоценными сосудами. Все имеющееся серебро и золото выставляют на вид в воспоминание того, что предки их, выходя из Египта, вынесли с собой много золота и драгоценностей. Для главы семейства устраивается мягкое и дорогое сидение на стуле, где он должен сидеть наклоненно на левый бок; а прочие места и стулья около стола украшаются дорогими коврами.

Возвратившись довольно поздно из синагоги в свой дом, евреи начинают торжество: ставят на стол 1) блюдо с тремя опресноками, положенными один на другой; из которых верхний означает первосвященника, средний — колено Леввино, а нижний — племя Израильское; затем 2) тарелку с испеченным плечем молодого ягненка или козленка и с запеченным яйцом. 3) Потом подают чашу с супом, приготовленным из сладких яблок и груш и сверху посыпанным толченой корицей, чтобы суп имел вид кирпича, в воспоминаше той работы, которую производили предки их в Египте. 4) Кроме этого кладут на стол, для употребления всеми присутствующими, овощи: салат, а если его нет, то хрен и лук, в воспоминание того, как горько было их предкам в Египте. 5) Наконец посреди стола ставится бокал с вином.

Раввины установили в этот вечер выпивать по четыре стакана вина: два перед ужином и два во время ужина, — в воспоминание и благодарение за четыре освобождения: а) за освобождеше предков их от ига Египетского; б) за то, что Бог не только облегчил им это иго, хотя бы они и оставались под владычеством Фараона, но сверх того вывел их на свободу; в) — за поражение египтян десятью казнями и за потопление их в Чермном море, совершив над ними суд свой; г) — за дарование Израильтянам не только свободы телесной, но и духовной, сделав их любимым своим народом и благословив их святым своим законом.

Глава семейства, освятив благословением вино и праздник Пасхи, наклонившись на левый бок, пьет сперва сам, а потом и все семейство по очереди, не исключая и грудных детей, которым только для примера наливают вино в их стаканы.

После вина едят салат, обмакивая его в уксус; затем уже глава семейства произносит молитву: «благословен ты, Господи, Боже наш, Владыко Мира, сотворивый различные плоды земные». Умыв свои руки, он берет средний опреснок, ломает его на две неравные части, и большую часть, завернув в полотенце, прячет под подушку, — в воспоминание того, что древние евреи вынесли из Египта тесто, завернутое в полотно, а дети спрашивают, для чего Мацца прячется, когда ее еще не ели. Меньшая же часть опреснока кладется на блюдо посреди остальных двух опресноков.

После такого обряда снимается со стола тарелка с испеченным мясом и яйцом и поднимается с блюдом вместе с пением: «это хлеб бедности и печали, который наши предки ели в Египте. Алчущй, приди и ешь» и прочее…) Когда на¬чинают пить второй бокал вина, снова ставят на стол тарелку с печеным мясом, блюдо с опресноками снимают для того, чтобы дети их, подобно детям древних времен, спросили: что значит этот праздник? И прежде чем станут есть, наливают второй бокал вина. Спустя несколько времени после этого действия, поют гимн об освобождении евреев от рабства Египетского, в котором, начав повествование о десяти казнях, поразивших египтян, изменяют тон голоса и поют тихо и одним пальцем выбрызгивают из стакана вино в знак того, чтобы эти десять казней миновали их дома и распространялись только среди их врагов. Потом, подняв бокалы вверх, поют громким голосом: «посему мы должны исповедывать, хвалить, величать и благословить Того, который нам и отцам нашим сотворил все эти чудеса, вывел нас из рабства на свободу, из печали в радостные дни, из мрака в свет. Посему скажем; «Аллилуия»).

Перед благословением, преломлением другого опреснока, глава семейства снова умывает руки, не столько для внешней чистоты, сколько для внутренней, берет с блюда верхний опреснок и произносит молитву: «Благословен ты, Господи, Боже наш, Господь мира, произведший из земли хлеб. Когда берет меньшую часть опреснока, тогда прибавляет: «благословен, и др. освятивший нас своими заповедями и повелевший нам есть опресноки». После произнесения молитвы, глава семейства делит опреснок на части, ест сам и все семейство. При этом берет со стола несколько горьких трав и, обмакивая их в приготовленный суп, произносит: «благословен, и др. повелевший нам есть горькие травы» и разделяет их, как и опресноки, между присутствующими; причем глава семейства, съедая горькие травы, не наклоняется на левый бок, как прежде, в знак того, чтобы напомнить, что предки их находились некогда в рабстве и делали кирпичи из глины.

Вслед за этим глава семейства берет с блюда третий опреснок, и, отделив от него часть, ест вместе с ним горькие травы, не обмачивая их в супе. Совершив таким образом обряды над тремя опресноками и двумя бокалами вина, все присутствующие на ужине начинают трапезу и продолжают ее до полуночи. В полночь глава семейства вынимает спрятанную половину опреснока, делит ее между собой и присутствующими. Затем пьют по третьему бокалу вина. Четвертый бокал выпивают в честь пророка Илии, который, по их мнению, придет в полночь праздника Пасхи и возвестит им о пришествии Мессии.

По произнесении некоторых других молитв во время стола, праздничное торжество заканчивается просительной молитвой: «Всемогущий Боже! Ныне в короткое время и скоро созижди храм Твой, скоро, во дни наши»... В первый день Пасхи евреи рано отправляются в синагоги, где поют гимны и псалмы, читают многие молитвы. Затем после предварительного освещения всей синагоги, торжественно вынимают из хранилища кивота две книги, чтобы прочитать положенные на этот праздник отделы, и объясняется в назидание собравшимся прочитанное. По окончании в синагогах Богослужения, евреи отправляются в дома и с весельем обедают.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: