Видение

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

Иоанн Богослов

В дополнение к этому можно добавить замечание Пьера Приджента, указывающего, что лишь те, кто являются новым творением, смогут наследовать блага нового Иерусалима. Об этом писал еще святой апостол Павел в 1 Кор. 15:50: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия». Логическое продолжение данной мысли можно встретить в 1 Пет. 1:3-5: «Бог…, возродивший нас воскресением Иисуса Христа… к наследству… хранящемуся на небесах для вас…», где говорится о крещении и обновлении, которое должно осуществиться. «И буду ему Бог и он будет Мне сын». Как отмечает архиепископ Дмитрий (Вознесенский), для человека, как существа богоподобного, не может быть ничего более отрадного, светлого и желаемого, чем это обещание. Он достигает богосыновства посредством свободного творения добра и победы над мировым злом. Но, тем не менее, замечает протоиерей Геннадий Фаст, Господь в будущей жизни будет Богом лишь тем, для кого Он являлся таковым в земной жизни. Все указанные в рассматриваемом стихе блага, как считает Г.К. Биль, упомянуты святым Иоанном Богословом с целью побудить читателей Апокалипсиса, несмотря ни на какие трудности, продолжать стремиться к наследованию полноты вечной жизни с Богом и Его Мессией в новом Иерусалиме. Таким образом, в данном стихе сообщается о том, что все те, кто будут веровать во Христа и противостоять козням лукавого, получат в награду вечную жизнь с Богом в Его святом городе.

Трусливым же и неверным, и оскверненным и убийцам, и развратникам и чародеям, и идолопоклонникам и всем лжецам доля их в озере, горящем огнем и серой, которое есть смерть вторая (Откр. 21:8). Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21:8). Сказав слова утешения праведным, Господь обращается к грешным, которых предупреждает, что они не только лишатся благ вечного царства, но и подвергнутся страшным мукам в геенне огненной. Как считает Стефан Смолли, Божественный голос говорит не о том, что человек, когда-то совершивший один из грехов, указанных в списке, не может вступить в завет с Богом, но, скорее, о том, что подобное греховное поведение не может существовать в новом творении. «Трусливым же и неверным, и оскверненным и убийцам, и развратникам и чародеям, и идолопоклонникам и всем лжецам [В Синодальном переводе “Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов”]». Как видим, данный список состоит из восьми грехов, хотя, по мнению Пьера Приджента, восьмой пункт представляется как суммирующий семь предыдущих. И список, соответственно, включает в себя не восемь, а только семь грехов. Первое место отводится «трусливым [боязливым], т.е. тем же маловерным, о которых идет речь в Мф. 8:26 и Мк. 4:40. Это те люди, которые спокойствие и комфортные условия жизни полюбили больше, чем Христа, боясь угроз зверя, вместо того, чтобы довериться Божественной любви. Опасаясь потери общественной репутации, экономического богатства, физического здоровья и, возможно, даже жизни, они отказались от своего свидетельства о власти Бога и взамен свидетельствовали о власти кесаря и Рима. Как отмечает протоиерей Геннадий Фаст, боязливые – это те люди, о которых Сам Спаситель говорил в притче о сеятеле: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мф. 13:20-21). Они не отвергают Бога, не борются против Него, но стыдятся и стесняются показать, что являются христианами. Сам термин «трусливые [боязливые]», по мнению Дэвида Ауни, вероятнее всего, употребляется как антоним понятию Ð νικîν («побеждающий») в Откр. 21:7.

Далее следуют «неверные», т.е. люди, принявшие Божественное Евангелие только на словах, либо отказавшиеся от него и перешедшие к открытой хуле на Христа. Протоиерей Геннадий Фаст считает, что к этой категории можно отнести и некрещеных, ссылаясь при этом на слова Самого Спасителя: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). А священник Николай Орлов добавляет и тех, кто вовсе не слышал о Боге и, соответственно, не начинал христианских подвигов. Что же касается Брайана Блаунта, то он относит к неверным всех тех, кто не имел достаточной веры в силу Божью, способную защитить их, и, таким образом, не смог выдержать трудностей, которыми Рим стеснял их.

На третье место святой Иоанн Богослов ставит «оскверненных [скверных]», т.е. тех, кто позволил себе насквозь пропитаться мерзостями этого тленного мира, осквернившись грехами нечестия и развратной жизни. Они, по мнению Дэвида Ауни, могут быть приравнены к тем, кто в Откр. 22:15 именуется «псы», чьими грехами являются различные сексуальные извращения. Четвертое место в списке отводится убийцам, т.е., по мнению Уильяма Баркли, тем, которые во время гонений подвергали смерти христиан в попытке продолжать суровый план зверя из моря (6:9-11; 13:15; 20:4). В более же широком смысле сюда можно отнести всех, кто лишает жизни своих ближних, а также тех, кто попросту их ненавидит. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Ин. 3:15). В Ин. 8:44 дьявол именуется «человекоубийца от начала», потому что он, по словам Пьера Приджента, «вносит смерть посредством руководства к совершению греха».

За убийцами следуют «развратники [в Синодальном переводе “любодеи”]». К этой категории относятся те люди, которые вели аморальный образ жизни и, вредя своей чести, порочили честь других (Откр. 9:21). Кроме того, в Апокалипсисе сексуальная развращенность тесно связывается с идолослужением (Откр. 2:14, 20-22), и, прежде всего, именно оно подразумевается в Откровении под терминами «любодейство» и «блуд». Таким образом, считает Брайан Блаунт, блуд – это метафора для обозначения тех, кто был предан служению имперскому культу, зная, в то же время, что их исключительная культовая верность должна была принадлежать только Богу и Христу (Откр. 2:14; 20-22) . На шестом месте находятся «чародеи», т.е. люди, которые вредят другим посредством обольщения и обмана, прибегая к тайным средствам и демоническим силам (Откр. 9:21; 18:23). Как замечает Брайан Блаунт, они совращали ближних на путь следования за драконом и зверем (Откр. 18:23). Вероятнее всего, по большей части эти люди обманывали самих себя, проповедуя веру, которая не подтверждалась их делами. Подобно Иезавели и Валааму, имевшим притязания считаться верующими, они принимали участие в деяниях, направленных на поддержание культа римского императора. Во времена Спасителя в Ефесе имелось значительное количество чародеев, однако многие из них после евангельской проповеди уничтожили свои книги в огне (Деян. 19:19).

Седьмое место отводится «идолопоклонникам [в Синодальном переводе “идолослужителям”]», т.е. тем, кто вместо истинного Бога поклонялся и приносил жертвы ложным богам. Вкушая мясо, принесенное в жертву идолам, они, таким образом, принимали участие в поклонении им, пытаясь тем самым приспособиться к римской экономической и политической инфраструктуре. Что же касается последнего, восьмого, места в списке, то оно оставлено «всем лжецам», т.е. тем, кто говорил неправду, либо был виновен в молчании, равносильном лжи. Как замечает Яковлев, «под сими словами разумеются те мрачные люди, которые ложь выдают за истину, облекая ее в красивые формы слова, в хитросплетенные софизмы и извороты, которые мало того, что сами запутывались в заблуждениях, употребляли усилия распространить их, проповедуя соблазны и величая их именами, похищаемыми у добродетели, истины и святости». Причисление лжецов к сонму осужденных, по мнению архиепископа Дмитрия (Вознесенского), указывает на великую опасность лжи для каждого христианина. Потому что его ложь – это ложь не язычника, который, подобно слепому, не разбирается в словах и путях своих, а того, кто «знал волю господина своего» (Лк. 12:47) и уподобился Анании и Сапфире, наказанным смертью за попытку солгать Духу Святому. Необходимо также отметить, что, за исключением боязливых и неверных, все остальные из указанных в рассматриваемом нами стихе категорий грешников упоминаются в списке, приводимом святым Иоанном Богословом в Откр. 22:17. Однако здесь апостол «оскверненных [скверных]» называет «псы» (о чем речь шла выше), а «всем лжецам» дает наименование «всякий любящий и делающий ложь [в Синодальном переводе “неправду”]». По мнению Роберта Гандри, рассматриваемый список имеет отношение не к нехристианам, чья участь уже была описана в Откр. 20:11-15, а к тем людям, которые называли себя христианами, однако в результате гонений отпали от веры и сделались предателями Христа и Церкви

Согласно замечанию Брайана Блаунта, тайнозритель не изображает тех, кто уже в новом Иерусалиме. Вместо этого он приводит список грехов, при наличии которых люди никогда не смогут в него войти. Следовательно, можно сделать вывод, что тем самым святой Иоанн Богослов стремится отвратить людей от служения неправде и следования по пути беззакония. «Доля их в озере, горящем огнем и серой, которое есть смерть вторая [в Синодальном переводе “участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая”]». Согласно замечанию протоиерея Геннадия Фаста, «и душой, и телом грешники будут гореть в нестерпимом огне геенны. Огненные муки постигнут разум, чувство, волю и тело нечестивца… Огонь геенны поразит все душевно-телесное существо человека». Интересное мнение по данному вопросу, приведенное протоиереем Александром Менем в книге «Читая Апокалипсис», высказывает протоиерей Сергий Булгаков, являвшийся сторонником идеи апокатастасиса. Он отмечает, что личности не будут подвергнуты уничтожению и изгнанию из нового Иерусалима. Они все пройдут через очистительный огонь, посредством которого будет изгнано зло, имеющееся во всех существах от демонов до людей. В результате прокаливания на этом огне зло будет уничтожено, т.к. оно не имеет сущности как таковой. Однако для тех, кто всецело пропитан им, вторая смерть может быть трагической, потому что от них почти ничего не останется. В частности, если дьявол полностью пропитан злом, то его ждет именно такой конец.

Как пишет архиепископ Дмитрий (Вознесенский), «смерть вторая» – это «смерть для духа, а не тела, смерть вечного осуждения и полного омертвения и отвержения от Бога. А с этим неразрывно – и смерть вечных огненных страданий». Согласно замечанию Н.Н. Глубоковского, «в новом строе существуют лишь царство вечно блаженных живых и узилище неисправимо-грешных мертвецов, лишенных земного обитания и недостойных небесного. Понятно, что их участь – в озере, горящем огнем, и это для них – смерть вторая, отнимающая всякие шансы на новое бытие, между тем как прежнее навлекло одно непрерывное мучение без возврата к минувшему земному существованию». Что же касается непосредственно самого места мучения грешных и того, какими будут эти муки, то об этом апостол Иоанн ничего не говорит. Блаженный Августин на данный вопрос отвечает следующим образом: «Какого рода этот огонь и в какой части мира или вселенной он будет, полагаю, не знает никто из людей, разве что тот, кому откроет Дух Святый». Как мы видим, в рассматриваемом стихе Откровения перечисляется тот перечень грехов, совершая которые человек сам лишает себя блаженной жизни в новом Иерусалиме. Как отмечает святитель Андрей Кесарийский, «Бог, желающий нашего спасения, направляет и обращает всех благодеяниями и скорбями к наследию Своих благ, предоставляя нам светлость горнего Иерусалима и тьму и ужасы огня геенны, чтобы делали добро, пока есть время, или по желанию вечной славы, или из боязни бесконечного стыда».


Александр Волков, кандидат богословия