Возрождение Церкви в Минске

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

церковная жизнь в минске

Период истории восстановления храмов и приходских общин (1988–2012 гг.) в г. Минске является уникальным с точки зрения истории Православной Церкви на территории современной Беларуси, поскольку именно в это время Церковь получила наибольшую степень свободы. Основные церковные институты развивались в условиях отделения от государства и отсутствия притеснения и гонений со стороны светской власти. В результате возник ряд специфичных и самобытных феноменов церковной жизни, который свидетельствовал об активной интеграции Православной церкви в современное общество. Впервые за более чем тысячелетнюю историю церкви самостоятельно приходилось восстанавливаться после тяжелого периода существования в советском государстве.

До настоящего времени большинство проблем церковной истории Минска находится вне поля зрения исследователей. Ощущается острая нехватка работ по данной тематике, а большинство источников до сих пор остается необработанным. Нам не известно ни одной научной работы, где бы эти проблемы исследовались комплексно. По этой причине представляется необходимым провести глубокое и всестороннее изучение обозначенной проблематики.

1. Политика либерализации религиозного законодательства в СССР и последующая смена политической системы в Республике Беларусь довольно позитивно сказались на жизни Православной Церкви. Не смотря на то, что за годы гонений Церковь была сильно ослаблена, к рубежу 90-ых годов в Минске действовали епархиальное управление и два православных храма, а вскоре были открыты еще два. Многие образовавшиеся впоследствии приходские общины и церковные организации начинали свою деятельность на базе исторических приходов, где формировалась основная группы прихожан, определялись кандидаты в священство, готовилась необходимая документация. Благодаря существованию исторических храмов, в г. Минске сохранилась преемственность и непрерывность линии церковной жизни с самых первых веков существования вплоть до настоящего времени.

2. Православие в г. Минске является доминирующим христианским исповеданием. Можно выделить три основные этапа в развитии церковно-приходской жизни в постсоветскую эпоху в г. Минске: 1988 – 1991, 1991 – 2000, 2001 – 2012 гг.

Первый этап (1988–1991 г.) ознаменовался началом либерализации религиозной политики советской власти. В это время Православная церковь только вступала на путь возрождения после 70-летнего притеснения. Впервые к вере стали обращаться большие массы населения. В это время проведение крещений приобрело массовый характер.

Второй этап (1991–2000 гг.) характеризовался всплеском храмостроительства и образования новых приходских общин. В это время после первоначального обращения началось воцерковление новокрещенных членов общин.

Третий этап 2001–2012 г. отмечен замедлением темпа образования общин. Строительство храмов велось в основном на стадии продолжения и завершения. По состоянию на первый квартал 2012 г., в г. Минске зарегистрировано 41 православный приход (30 действующих храмов и 11 храмов в процессе реставрации и строительства), к которым приписаны 19 часовен и 3 молельные комнаты. В них священное служение проходит 126 священников и 38 диаконов. В городе действует 32 воскресные школы, в которых обучаются 3135 детей и 821 взрослый, существует 26 церковно-приходских библиотек. Активно ведется духовно-просветительская работа в государственных и частных светских высших и средних специальных, общеобразовательных и детских учебных заведениях. Большинство приходов проводит активную работу с молодежью. Таким образом, прослеживается положительная динамика развития Православной церкви в городе, которая, следует полагать, продолжится и в будущем.

3. На текущем этапе наблюдается тенденция к интеграции и сближению духовных образовательных учреждений в рамках системы духовных школ. При отмеченных позитивных тенденциях в жизни и развитии минских духовных школ существуют некоторые трудности: в частности, ощущается острая необходимость создания национальной православной богословской школы (наряду с Московской, Санкт-Петербургской и Киевской), как единой системы получения и актуализации религиозных знаний, местами до сегодняшнего дня носящих устаревший или разобщенный характер. Проведения определенных преобразований требует система организации внутренней жизни и обучения ряда духовных образовательных учреждений. Можно констатировать, что современные богословские школы стоят на пороге нового этапа своего эволюционного развития, для начала и успешного прохождения которого необходимо приложить определенные усилия и навыки.

4. На территории г. Минска действует большое количество православных издательств, постоянно увеличивается количество издаваемой литературы, контроль над ее качеством осуществляется Издательским Советом Белорусской Православной Церкви. Издания соответствующего качества получают гриф Совета. Сегодня деятельность православных средств массовой информации в Беларуси продолжает оставаться недостаточно заметной. Значение издательской деятельности Белорусского Экзархата в деле духовного просвещения верующих весьма велико – сфера влияния печатного слова намного шире, чем устной проповеди, и церковный писатель имеет большие миссионерские возможности, чем даже очень хороший пастырь. Несмотря на трудности, это направление сейчас находится на подъеме. Возрастает выпуск православных книг, увеличиваются тиражи и число наименований церковных издательств, все активнее выпускают книги православной тематики многие светские издательства.

Протодиакон Владимир Назаров, кандидат богословия

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: