Крестные родители или восприемники при совершении таинства крещения дают обеты и произносят Символ веры, если совершается крещение младенцев. На восприемников возлагается обязанность делать все возможное для того, чтобы вера крещаемого со временем только росла и укреплялась.
Не всякий человек может быть восприемником. Родители не могут выступать восприемниками своих детей. К группе тех, кто не может быть крестным относятся монашествующие а так же не достигшие церковного совершеннолетия - 15 лет для мужчин и 13 для женщин. Восприемниками так же не могут стать люди, которые не имеют сознательную веру; муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. Таким образом, крестные родители (восприемники) вступают в духовное родство со своими крестниками и становятся поручателями о тех, кого они восприняли и обещают руководствовать их в христианской вере и жизни.
Восприемники известны в Церкви с глубокой древности, еще в апостольские времена. Они были так же необходимы и при крещении взрослых, такие люди назывались еще поручителями и были ответственны за тех, кого они приводили в Церковь.
Блаженный Августин предлагает восприемникам такое наставление: "Напоминаю, чтобы при наступлении торжества Пасхи (с которым в древней Церкви соединялось совершение таинства святого Крещения) все мужчины и женщины, воспринявшие детей от священного источника, знали, что поручились за них перед Богом, и поэтому должны всегда с истинной любовтью заботиться о них и внушать им, чтобы соблюдали чистоту, удерживали язык от злословия и ложной клятвы, не гордились, не авидовали, не держали в сердце гнева или ненависти... хранили мир, и несогланых старались возвращать к согласию, священникам и родителям воздавали честь с истинной любовью".
Крестные родители принимают на себя обязанность заботиться о духовной жизни крестника, учить его христианским добродетелям. Во время совершения таинства Крещения восприемники должны держать на руках своих крестников. Восприемники должны знать Символ Веры и желательно самостоятельно произнести или прочесть его. Когда родители выбирают восприемников, то им следует обращать внимание не на их социальный и материальный статус, а скорее на то, насколько они будут готовы выполнять обязанности, возложенные на них Церковью и самим Господом.
Однако, намного основательнее другое предположение, по которому крещение рассматривается как союз или договор, а крестные как свидетели, которые могли своим словом могли повлиять на тех, кто отпал от веры. Другое мнение приписывает возникновение института восприемников при крещении детей, как неспособных к исповеданию веры, которая требовалась от крещаемого. Но, так как восприемники нужны были одинаково и взрослым, то следует заключить, что восприемники вызваны желанием Церкви не допускать в свое лоно людей, принимающих христианство не в силу сознания его истинности, а по другим причинам, не соответствующих духу христианства.
Таким образом, крестные являлись поручителями крещаемого лица. Первые письменные упоминания о крестных восходят ко второму столетию. Обязанности восприемников состояли в следующем: до крещения они должны научить простых и необразованных людей, что отвечать во время крещения, если крещаемый младенец, то восприемник произносит за него исповедание веры (Символ веры), отрекается от дьявола, соединяется со Христом, отвечает на все вопросы и т.д. такие же обязанности возлагались на восприемника, когда крещаемые находились в состоянии болезни, если крещаемый взрослый был здоров, то обязанность восприемника, выражалась в том, что он являлся свидетелем, поручителем за истинность веры крещаемого; не менее ответственная обязанность восприемника после крещения, требующая от него наставлений в дальнейшей жизни крещаемого в вере и благочестии, а так же следить за его нравственностью, учить его христианским добродетелям.
Вменяя такие важные обязанности, Церковь заботилась о том, чтобы они сами были наставлены твердо в основных догматах христианства, знали символ веры, молитву Господню и другие важнейшие основы христианской веры. Первое время после установления института восприемничества таковыми назначались крещаемому его родители. По закону, изданному в 8 веке императорами Львом IV и Константином V, запрещалось родителям воспринимать своих детей на том основании, что брак этих людей становился вне закона, как заключенный в близком родстве. Чаще других восприемниками были диаконы, диакониссы, отшельники, девственницы и другие, посвятившие себя служению Церкви. Число восприемников в первое время ограничивалось одним крестным отцом для мужчины/мальчика и крестной матерью для женщины/девочки.