Миропомазание

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

миропомазание

Миропомазание в Православной Церкви

Миропомазание в первые века (преподание новокрещенным Святого Духа) совершали через возложение рук (см. Деян. 8, 14—17; 19, 2—6). Когда стало много верующих людей и апостолы и их преемники епископы оказались не в силах совершать возложение рук на каждого христианина, в Церкви было введено Святое Миро, которым мог помазать уже любой священник. Оно приготовляется из благовонных веществ и елея. Святое Миро — это знак церковного единения, потому что Собором архиереев во главе с Предстоятелем Церкви оно освящается и распределяется по всем церквам. Миропомазание совершается сразу после Крещения, при этом крестообразно помазуются лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

Происхождение Миропомазания

Таинство Миропомазания существовало во времена апостольские. Каждый крещеный христианин принимал благословение и дар Духа Святого посредством возложения рук апостола или епископа. Тексты священного Писания подтверждают это. В день Пятидесятницы, сошествие Святого Духа на апостолов сопровождалось совершением чудес, пророчествами и говорением на иных языках. Возложение рук воспринималось как продолжение Пятидесятницы.

С развитием Церкви и увеличением числа верующих возложение рук было заменено миропомазанием. Таким образом, в таинстве Миропомазания христианин получает дар Святого Духа. Это стало возможным благодаря искупительному подвигу Господа Иисуса Христа. Однако, так же как и Крещение это таинство не должно нами восприниматься формально на уровне внешнего обряда. Господь ждет от нас соответствующего христианским идеалам образа жизни. Сегодня таинство миропомазания совершают священники. Приготовление мира возглавляет предстоятель каждой Поместной Православной Церкви. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Что означает таинство Миропомазания?

Его корни тоже уходят в глубокую древность, когда считалось, что через помазание мирром (ароматической смолой деревьев) человеку передается благодать Святого Духа, Творческие силы, возрождающие и укрепляющие в жизни духовной: освящение ума и мыслей, сердца и желаний, освяще-ние чувств, дел и всего поведения христианина. Миропомазание символически выражает принятие дикой маслины — крещаемого — к плодоносной — Самому Господу Иисусу Христу.

Миро в Православной церкви готовят только на страстной неделе; архиереи освящают его на литургии в Великий четверг. При помазании мирром и произнесении священником «Печать дара Духа Святаго» на крещеного нисходит Святой Дух и дает ему силы вести истинно христианскую жизнь, бороться с искушениями и не грешить. Помазанием лба освящается ум, помазанием груди — чувства и желания, помазанием глаз, ушей, ноздрей, уст, рук и ног освящаются дела и поступки человека.

В сороковой день после рождения ребенка совершается обряд воцерковления. В сущности, воцерковление ребенка происходит сразу после Крещения и Миропомазания. Но обряд сорокового дня — это обряд и воцерковления матери, ибо на время родов она была отлучена от храма. Если до тех пор ребенок все еще не крещен, то в обряд входят молитвы и о нем. Но воцерковление над ним не совершается.

В сороковой день священник выходит к ожидающей его у западных ворот храма матери с младенцем и начинает читать молитвы. После этого священник берет младенца, поворачивается к востоку и поднимает его крестообразно, со словами: «Воцерковляется раб Божий...» Из притвора священник вносит ребенка в храм, посреди которого еще раз повторяет слова о воцерковлении. Затем это же повторяется у алтаря, и, если это мальчик, его вносят в алтарь, а если девочка, то в алтарь ее не вносят, а оставляют на амвоне. Мать кладет три поклона, берет ребенка с амвона, ждет отпуста и целует с младенцем крест.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: