Александр Шмеман

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске


В июне 1966 г. семинария стала кандидатом в члены Американской ассоциации богословских школ, а в 1973 г. получила полное членство в этой организации. Семинарские дипломы были признаны в марте 1967 г., тогда Совет управляющих Университета штата Нью-Йорк дал семинарии право присуждать степень бакалавра божественных наук (Bachelor of Divinity) (позже переименованную в Мастера божественных наук (Master of Divinity)), в 1970 г. – степень Магистра богословия (Master of Theology), в 1985 г. – Магистра искусств и в 1988 г. – степень доктора служения (Doctor of Ministry) . В мае 1977 г. было освящено новое общежитие и преподавательское здание, в 1983 г. – новый домовой храм. Существенным фактором в вопросе финансового обеспечения семинарии было создание группой мирян в 1968 г. Свято-Владимирского богословского фонда, который не только обеспечивал финансовую стабильность семинарии, но и организовывал семинары в регионах и ежегодный День православного образования на базе семинарии (проводится в первую субботу октября). Вскоре членами фонда стали около 1600 человек, каждый из которых ежегодно жертвовал как минимум 100 долларов. Эта инициатива, целиком принадлежавшая отцу Александру Шмеману, во многом перекликается с деятельностью архиепископа Дамиана (Говорова), основателя и ректора Пастырско-богословского училища в монастыре святого Кирика. Под его руководством для поддержки Пастырско-богословского училища также было создано Братство во имя святого равноапостольного князя Владимира, объединившего православных в Европе и Америке в их желании поддержать Пастырско-богословское училище, просуществовавшее с 1924 г. по 1936 г. И в Болгарии, и в США имя святого равноапостольного князя Владимира вдохновляло тружеников на ниве духовного образования привлекать широкие круги православной общественности к участию в развитии православного богословского образования.

Александр Шмеман

В 1978 г. семинария торжественно отпраздновала 40-летие своего существования. Этот юбилей духовная школа встретила в прекрасных внешних условиях существования, с внутренним горением студентов и преподавателей. Как отмечал один из выпускников, семинария к 1978 г. являлась не просто богословским учебным заведением, а местом, где люди приобретали видение и понимание самой Жизни, жизни во Христе . На страницах «Дневников» отца Александр Шмемана раскрывается и его служение в семинарии и вне ее, и повседневная жизнь студентов и преподавателей. «13 ноября 1979 г. Два длинных-длинных дня. Заседания, разговоры, письма, лекции. Продолжал сегодня «Встречи» с новыми студентами. До чего же каждый – единственен, со своими реакциями, трудностями, соблазнами. И как каждому трудно, «по-человечески» просто невозможно услышать другого…».

Семинария росла и нуждалась в более фундаментальном подходе к финансированию. В 1986 г. официально начал работу Отдел развития, руководителем которого стал отец Антоний Скотт, приходской священник Антиохийской архиепископии, выпускник семинарии. Отец Антоний провел революцию в процессе сбора пожертвований, началась кампания по формированию 20-миллионного бюджета, завершившаяся постройкой нового комплекса зданий, вместившего в себя библиотеку, актовый зал кабинеты администрации. В конечном итоге, Свято-Владимирский фонд уступил свое место более современным принципам финансовой поддержки. Процесс роста не был безболезненным, были и неправильные шаги в процессе развития. Современный отдел развития использует комплекс самых разных методов: помощь лояльных друзей, крупных спонсоров, благотворительных организаций, могущих поддержать крупные проекты дальнейшего роста и развития. Во время ректорства отца Александра Шмемана было основано издательство Свято-Владимирской семинарии (SVS-Press), которое к настоящему моменту стало крупнейшим и наиболее активным православным англоязычным издательством, выпустившим уже более 400 наименований книг. Преподавательская корпорация семинарии продолжает быть главной действующей силой издательства, и в качестве авторов книги и статей, и в качестве редакторов серий издательства.

После смерти отца Александра Шмемана новым ректором был избран протоиерей Иоанн Мейендорф, с 1959 г. преподававший в семинарии Церковную историю и Патристику, а также читавший лекции по византийскому богословию в Гарвардском университете и по истории Византии в Фордхэмском университете. Он также немало потрудился в работе издательства семинарии, участвовал в работе Всемирного Совета Церквей и Комиссии по православно-католическому диалогу. Именно в период ректорства отца Иоанна была изменена структура процесса финансовой поддержки семинарии, построен новый комплекс зданий, построены новые дома для семейных студентов, расширены и усилены учебные программы, учреждены степени Магистра искусств и Доктора служения. Отец Иоанн занимал пост ректора с 1982 по 1992 гг. В сентябре 1992 г. ректором был избран протоиерей Фома Хопко – первый ректор, родившийся в Америке. К 2002 г. были окончены все строительные проекты по обновлению старых и строительству новых зданий, расширена и усилена программа финансовой поддержки семинарии. За время ректорства отца Фомы семинария получила несколько крупных грантов, позволивших ей сделать шаг вперед в освоении информационных технологий (создание сайта, компьютеризация аудиторий, установка постоянно обновляемого программного обеспечения). После десяти лет ректорства отец Фома покинул этот пост, но продолжил активную преподавательскую деятельность в качестве лектора по всей Америке, выступая на темы духовности, библеистики и догматического богословия. Совет управляющих семинарии удостоил его степени «Почетный ректор».

В 2002 г. ректором был избран Джон Эриксон, в течение долгого времени бывший проректором по науке, профессором Церковной истории и Канонического права. На посту ректора он стал первым мирянином, причем принявшим Православие в зрелом возрасте. Позже он принял священный сан. В 2005 г. было окончено строительство 18 новых квартир для семейных студентов, полностью преобразившие семинарский городок в более единое сообщество и дающее больше возможностей для общения и дружбы среди студенчества. В этот период также произошло возрождение Общества выпускников Свято-Владимирской семинарии, организованы его встречи по всей Америке и ежегодные встречи на базе семинарии.

В 2006 г. отец Джон Эриксон покинул пост ректора, но продолжил церковное служение в качестве руководителя Отдела истории и архивов Американской Православной Церкви и член Канонической и предсоборной комиссии АПЦ. В 2006 г. новым ректором был избран протоиерей Джон Бэр, протоиерей Чад Хэтфилд был избран канцлером, а Анна Глин-Маккоул была избрана на пост исполнительного директора Совета управляющих. В июле 2007 г. все трое начали совместное управление семинарией, используя совещательную модель принятия решений и разделяя управления на отдельные сферы ответственности: отец Иоанн отвечает за образовательные программы и церковную жизнь, отец Чад отвечает за организационные вопросы, госпожа Глин-Маккоул является связующим звеном между семинарской администрацией и Советом управляющих. Семинария продолжает адаптировать свои программы к меняющимся реалиям общества. Были пересмотрены требования и содержания к получению степени Магистра божественных наук, усилено внимание к практическим дисциплинам и получению студентами компетенций и навыков. Семинария признала необходимость адекватного образования и подготовки для будущих матушек – супруг священников. В 2007 г. была открыта официальная программа «Матушки», призванная подготовить и вдохновить жен семинаристов к служению матушек.

Домовой храм Свято-Владимирской семинарии освящен в 1983 г. в честь Трех Вселенских Великих учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, что объединяет эту духовную школу с Минской духовной семинарией. Библиотека семинарии носит имя протоиерея Георгия Флоровского. Ее фонд насчитывает более 140 00 томов, библиотека получает около 350 наименований периодических изданий. В фонд библиотеки были переданы личные книжные собрания протоиерея Георгия Флоровского, Николая Арсеньева, протопресвитера Александра Шмемана, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, Ярослава Пеликана и многих других.

Среди партнерских богословских учебных заведений Свято-Владимирской семинарии – Фордхэмский университет, студенты которого имеют возможность посещать лекции в Свято-Владимирской семинарии, а студенты последней – в Фордхэмском университете. Также тесное сотрудничество связывает Свято-Владимирскую семинарию с Армянской духовной семинарией святого Нерсеса, расположенной в Нью-Йорке. С 1967 по 1977 гг. семинария святого Нерсеса располагалась на территории Свято-Владимирской семинарии, затем переехала в собственное здание. Сегодня студенты Свято-Владимирской семинарии имеют возможность проходить курс по сирийскому и армянскому языкам и другим богословским дисциплинам в семинарии святого Нерсеса. Действует Ассоциация выпускников Свято-Владимирской семинарии, члены которой принимают посильное участие в финансировании деятельности семинарии.

Свято-Владимирская семинария продолжает свою миссию служения Господу Иисусу Христу, Его Церкви и миру через православное богословское образование, науку и развитие межправославного сотрудничества

Развиваются связи Свято-Владимирской семинарии с Русской Православной Церковью. Примером тому является визит делегации семинарии в Россию на церемонию вручения премий Международного общественного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». Свято-Владимирская православная духовная семинария была удостоена этой премии за вклад в укрепление православного единства в Америке и за продвижение православных ценностей в жизнь общества. В состав делегации вошли ректор семинарии протоиерей Иоанн Бэр, канцлер протоиерей Чад Хэтфилд и господин Тэд Бэзил, член Попечительского совета семинарии. 21 января 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с представителями Свято-Владимирской православной духовной семинарии. Приветствуя гостей, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Свято-Владимирская православная духовная семинария стала важным местом формирования современных богословских подходов, в том числе к реалиям Северной Америки. Именно из этой семинарии раздавался голос выдающихся богословов, которые сделали православную традицию понятной как для американцев, так и для жителей других стран». В ходе встречи также обсуждались вопросы развития сотрудничества между Свято-Владимирской семинарией и учебными заведениями Русской Православной Церкви.

«Мы весьма заинтересованы в том, чтобы Свято-Владимирская духовная семинария возрастала от силы к силе, — подчеркнул, обращаясь к членам делегации, Предстоятель Русской Церкви. — Вы являетесь носителями русской богословской традиции на Американском континенте, и на вас возложена особая ответственность за то, чтобы эта традиция была живой в североамериканском культурном контексте. Мы готовы всячески содействовать вашему миссионерскому служению».

Свято-Владимирская семинария, созданная в 1938 г., пережила настоящий расцвет в послевоенные десятилетия. Прибытие новых молодых преподавателей – выпускников Свято-Сергиевского православного богословского института, создание новой материальной базы в виде обширного участка земли и комплекса зданий, активная интеграция в систему богословского образования США – все это способствовало активному развитию Свято-Владимирской семинарии и превращению ее в ведущее православное богословское учебное заведение на Американском континенте, которое готовит будущих пастырей для епархий разных Поместных Православных Церквей. Преподаватели Свято-Владимирской семинарии создали целый комплекс богословских трудов как научного уровня, так и общедоступного, что стало огромным вкладом в развитие православного свидетельства перед лицом современного американского общества.

иерей Дмитрий Юха, кандидат богословия