- Главная
- Автор
- Статьи
- Минская Семинария
Лучшей оценкой постановки учебного процесса является свидетельство отца Виталия Борового: «Учебный комитет при Священном Синоде неоднократно указывал другим Духовным Школам, что педагогический процесс в них должен быть налажен по образцу Минской Духовной Семинарии». Учебный день в Семинарии начинался в 7 часов утра. В 7.30 начиналась молитва, потом завтрак, который обычно заканчивался за полчаса до занятий. Ежедневно было по шесть уроков по 45 минут с перерывом на чай, после занятий—обед. Следует заметить, что вход в столовую в неурочное время был запрещен. Во время обеда читались жития святых. После занятий учащиеся гуляли на свежем воздухе, что для людей, просидевших шесть часов в закрытом помещении, было совершенно необходимо. Индивидуальные занятия начинались в 17 часов, длились 3,5 часа, до ужина. После ужина сразу же совершалась вечерняя молитва. На молитве каждый класс стоял отдельно рядами по 3 человека. После молитвы до отбоя было свободное время. Отход ко сну начинался в 23 часа, а в половине двенадцатого был отбой, различные хождения прекращались, все затихало и погружалось в сон. Жизнь Семинарии в указанный период находилась под контролем властей. В Семинарии отмечались государственные гражданские праздники: день Октябрьской революции, день Конституции и другие.
Особенно пристально государство отслеживало исполнение закона о всеобщей воинской повинности. Молодые люди, поступившие в Семинарию, знали, что через год-другой их могут призвать на воинскую службу. Это, естественно, разрывало учебный процесс, однако почти все отслужившие армию семинаристы, несмотря на идеологическую обработку, которой они подверглись во время службы, возвращались в Семинарию, чтобы продолжить обучение. Порядок и дисциплина в Семинарии сложились не сразу, это был результат работы не одного года и не одного человека. Ответственным за дисциплину и порядок в МинДС являлся инспектор. В помощь ему давались обычно два помощника. Им вменялось в обязанность постоянно содействовать инспектору в слежении за порядком. Основная работа по воспитанию будущих служителей алтаря Господня лежала на плечах классных наставников. Для чтения и обсуждения на самоподготовке или в свободное время классный наставник предлагал святоотеческие творения и книги светских классиков: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Скотта и других. В старших классах более говорилось о пастырстве, о его сущности, о подготовке к рукоположению. В отличие от настоящего времени, в Духовной Школе не было своего актового дня, и главным праздником Семинарии был праздник Жировичской иконы Божией Матери.
В 1946 году в Жировичи прибыл игумен Леонтий (Бондарь), который трудился здесь до своей хиротории в епископа Бобруйского (1956). Он занимал должность инспектора, преподавал Священное Писание Ветхого Завета и составил пособие по этому предмету для всех классов Семинарии. Отец Леонтий пользовался большой любовью и популярностью среди учащихся. Протоиерей Борис Шишко составил учебные пособия по литургике и нравственному богословию, а священник Виталий Боровой—по истории Древней Церкви. В апреле 1954 года было начато строительство нового трехэтажного корпуса Минской Духовной Семинарии. К концу 1956 года стройка была окончена. 30 декабря этого же года после Божественной Литургии Митрополит Минский и Белорусский Питирим и епископ Бобруйский Леонтий совершили освящение нового учебного корпуса. В этом здании были расположены учебные аудитории, читальный зал, учительская, столовая, спальни, квартиры Ректора, инспектора и другие помещения.
Одним из значительнейших событий описываемого периода является прибытие в Минскую Духовную Семинарию в 1956 году архимандрита Антония (Мельникова), который был назначен Ректором Семинарии и наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря
Прибыв в Жировичи, архимандрит Антоний быстро вошел в тесный контакт с преподавательским составом Семинарии. Он попытался сплотить вокруг себя людей просвещенных, заинтересованных в духовном воспитании и интеллектуальном развитии студентов. При архимандрите Антонии впервые в Минской Духовной Школе были введены конкурсные приемные экзамены. Летом 1958 г. отца Антония посетил его близкий товарищ — архиепископ Таллиннский Алексий (Ридигер), будущий Святейший Патриарх. «Семинарию я осмотрел еще до съезда воспитанников,— писал будущий Патриарх,— всюду приложен огромный труд, который вынесли на своих плечах архимандрит Антоний и инспектор Яблонский… Спальни, столовая, классы, читальный зал—просторны и хорошо обставлены». Смерть Сталина вызвала глубокие перемены в жизни страны, названные позже «оттепелью». Из лагерей стали выпускать на волю осужденных. Но с 1958 года началась новая волна безбожных гонений, направленных советской властью против Православной Церкви. С 1958 по 1964 годы были закрыты 5540 храмов из 13414, ликвидированы 5 семинарий из 8, число монастырей сократилось с 56 до 16.
Большое внимание власти уделяли закрытию семинарий, в том числе, и Минской Духовной Семинарии. Для отвлечения абитуриентов и студентов от учебы в Семинарии властями использовались разные способы. Поступивших в Семинарию не хотели выписывать с прежнего места жительства, подвергали «идеологической обработке», в результате чего из 50 поступивших в Семинарию на учебу приехало лишь около 30. С 1 января 1959 года Слонимский горпищеторг прекратил продажу хлеба и других продуктов Семинарии. С конца 50-х годов власти стали широко практиковать призыв студентов в ряды Советской Армии или на военные сборы. Гродненский уполномоченный рекомендовал Слонимскому райвоенкомату брать на действительную военную службу семинаристов не с последних курсов, а с первого, так как младшекурсника легче перевоспитать в нужном направлении. Последний набор 1959 года состоял из 9 человек. До выпуска в 1963 году дошло только 5. С 1959 по 1963 гг. наборов в Минскую Духовную Семинарию не было сделано, власти не позволяли произвести новый набор учеников. Ректор Семинарии архимандрит Антоний (Мельников) пытался лично писать Патриарху о положении дел в Семинарии, в котором просил передать полномочия Ректора инспектору Яблонскому. Инспектор А. Я. Яблонский и преподаватель В. Радугин до последнего пытались препятствовать закрытию Духовной Школы в Жировичах. Одной из причин, ускоривших закрытие Минской Духовной Семинарии, были частые смены архиереев на Минской кафедре. В 1963 году на Минской кафедре успели побывать архиепископ Варлаам (Борисевич), Митрополит Никодим (Ротов) и архиепископ Сергий (Петров).
В 1963 году состоялся последний (пятнадцатый) выпуск Минской Духовной Семинарии. Выпускников было 5 человек. На новый 1963/64 учебный год набор учащихся не состоялся, и в 1963 году Минская Духовная Семинария фактически прекратила существование. С октября 1963 г. по февраль 1964 г. из Семинарии уехали многие преподаватели, среди них был и Ректор архимандрит Антоний. На инспектора Яблонского было возложено исполнение обязанностей Ректора Семинарии. Исходя из такого положения вещей, Учебный комитет при Священном Синоде на заседании от 10 марта 1964 г. постановил исключить Минскую Духовную Семинарию из числа действующих учебных заведений Московской Патриархии. Часть архива Семинарии и часть библиотеки были переведены в Московскую Духовную Академию. Прочее имущество было передано монастырю.
Минская Духовная Семинария периода 1945-1963 гг. была образцовой духовной школой, воспитавшей прекрасно подготовленных пастырей для Минско-Белорусской епархии и всей Русской Церкви, вырастившей значительных православных церковных ученых. За это время Семинарию окончило 243 человека. Из них в дальнейшем 70 человек получили высшее духовное образование, в том числе 33 человека окончили Московскую Духовную Академию, из них 30 со степенью кандидата богословия и 37—Ленинградскую Духовную Академию, из них 27 со степенью кандидата. На все последующие десятилетия Минская семинария обеспечила Церковь подготовленными священнослужителями, которые достойно пережили десятилетия стесненного положения Церкви в советском атеистическом государстве. Многие из них во всеоружии пастырского опыта и богословских знаний встретили эпоху церковного возрождения в 90-х годах, составив элиту духовенства, став примером для молодых священнослужителей.