Сорокоуст – это молитва, которая совершается в храме во время богослужения в продолжение сорока дней или сорока служб. Молитвенное поминание совершается священником в алтаре на проскомидии во время Божественной Литургии. Заказать сорокоуст можно о здравии или об упокоении.
Проскомидия – это первая, подготовительная часть главного христианского богослужения – Божественной Литургии. Из хлеба и вина, как это было на Тайной Вечери совершается приготовление вещества для совершения таинства Евхаристии. В это как раз время священнослужитель вынимает из просфор частички за каждое имя, поданное в записке на сорокоуст. Вынутые частички полагаются на дискос – такой сосуд круглой формы с основанием. Дискос изображает блюдо, из которого Христос преподал своим ученикам под видом хлеба и вина свои божественные Тело и Кровь. Обычно на нем изображается рождество богомладенца Христа.
На проскомидии используется пять просфор, на которых изображается крест, Богородица. Для агнца, просфора, из которой вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы, далее девятичинная, то есть в честь девяти чинов святых, просфора за живых и просфора за усопших христиан.
Во время богослужения частицы находятся на дискосе и в конце Литургии они высыпаются в чашу с произнесением священником слов: "Омой, Господи грехи поминаемых здесь кровью Твоею честною, молитвами святых Твоих". Вынимание частиц за живых и умерших членов Церкви может совершаться священником до перенесения даров, то есть чаши с дискосом и содержащимися в них вине и хлебе с жертвенника на престол. Поэтому, желательно, чтобы прихожане обращались к священнику с просьбой о молитве до начала богослужения. Известно множество примеров из истории церкви из жизни святых, которые подтверждают важность и значение молитвенного поминовения живых и умерших христиан на проскомидии.
Поминовение усопших древняя церковь совершала по диптихам. Наименование диптих принадлежит до христианской древности и по своей этимологии обозначает вообще все предметы, которые складываются надвое. Если более частно, этот термин применялся к таблицам, состоявших из двух дощечек или листов, которые соединялись шарниром, и внутренняя сторона которых имела возвышенные края и наполнялась воском. По воску писали или изображали заостренным стилем. Христианская церковь стала употреблять диптихи при богослужении относят к временам апостолов. В 4 веке они уже были во всеобщем употреблении в Церкви. В диптихи вписывались для поминовения при евхаристии имена живых и умерших для выражения тесного союза любви и общения, который соединяет членов церкви земной и небесной, живых и умерших.
В диптихи умерших каждой церкви вписывались имена, прежде всего местных епископов, сохранявших веру христианскую, потом имена епископов других епархий, отличившихся святостью жизни, далее имена священников и светских лиц. Диптихи умерших читались, по свидетельств Дионисия Ареопагита, после целования мира перед освящением даров. По прочтении их произносилась особенная молитва об упокоении умерших, которая называлась молитвой над диптихом. Чтение диптихов совершалось диаконами с амвона или священниками в алтаре.
Читать другие статьи: