Литургия

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

литургия в Минске

Литургия и ее составные части

Церковное богослужение охватывает и одухотворяет все проявления жизни христиан. Главным и важнейшим богослужением Православной Церкви, средоточием ее суточного круга богослужений является Божественная Литургия, которая совершается в утренние (ранняя литургия) и дневные (поздняя литургия) часы.

Проскомидия

Первая часть Божественной Литургии называется проскомидией, что означает в переводе с греческого языка «принесение» — в память о том, что древние христиане приносили в храм хлеб и вино для совершения таинства Святой Евхаристии. От этого и сам церковный хлеб, используемый на проскомидии, называется просфора, то есть приношение.

Православные просфоры готовят на дрожжах, в воспоминание о том, что (в соответствии с греческим текстом Евангелия) Господь наш Иисус Христос совершил Тайную Вечерю на квасном хлебе (в латинском переводе Евангелия нет разницы в названии пресного и квасного хлеба).

Чинопоследование проскомидии проходит следующим образом. Священнослужитель берет с жертвенника просфору, делает на ней изображение креста и, читая молитвы и пророчества Ветхозаветного пророка Исаии (о пришествии Мессии), вынимает среднюю часть, которая называется Агнцем. Затем вливает вино и воду в чашу, что символизирует истекшие кровь и воду из ребра Спасителя на кресте в момент Его распятия. Далее из других просфор вынимаются частицы в честь Пресвятой Богородицы, девяти чинов святых, за живых членов Церкви и за усопших православных христиан.

Проскомидия является подготовительной частью Литургии, в воспоминание жизни Христа до его вступления на проповедь и общественное служение, она совершается незримо для молящихся, в алтаре. Для молящихся в храме в это время читаются так называемые часы — определенное собрание псалмов и молитвословий.

Литургия оглашенных

Вторая часть Божественной Литургии называется Литургией оглашенных, в воспоминание о том, что в древней Церкви, во время совершения этой части Литургии могли находиться некрещеные лица (так называемые «оглашенные»), готовящиеся к принятию таинства Крещения, а также недостойные и кающиеся христиане, отлученные от Причащения Тела и Крови Христовых.

Литургия оглашенных начинается с открытия завесы Царских врат, после этого священнослужитель совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение сопровождается чтением 50-го псалма. Затем священник произносит начальный возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков!»

Диакон читает Великую (или мирную) ектению, а священник в это время произносит тайные молитвы, прося Бога о даровании милостей молящимся в храме (в древности эти молитвы читались вслух).

Во время Великой ектений верующие молятся о ниспослании мира свыше, прощении грехов и спасении душ; о мире всего мира, о непоколебимом стоянии Церквей и о соединении всех; о храме, в котором совершается Литургия; о Главах православных Церквей, о епископах, священниках и о всем церковном и монашеском чине; о соединении, братолюбии и мире церковном; о Богохранимой стране и городе, о начальствах духовных и гражданских, об изобилии плодов земных и временах мирных; о плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных и о спасении их; об избавлении молящихся от всякой скорби, гнева и нужды.

После Великой ектений диакон сходит с амвона. Начинается пение так называемых антифонов — песнопений, выбранных из псалмов, которые исполняются попеременно двумя хорами. Во время пения третьего антифона совершается Малый вход, символизирующий выход Христа на проповедь. Отверзаются Царские врата, священник м диакон совершают троекратное поклонение перед престолом. Взяв Евангелие, священник подает его диакону, и оба выходят из северных врат алтаря на солею за свещеносцем, который шествует с зажженной свечой.

литургия

Стоя впереди священника перед Царскими пратами, диакон поднимает Евангелие, изображая им крест, и произносит: «Премудрость! Прости» («стойте прямо», «воспряньте», «выпрямитесь», внимая Божественной Премудрости).

После Малого входа хор поет тропари — краткие песнопения, посвященные празднику или святому, в честь которого построен храм. Во время чтения Деяний Апостолов диакон вновь совершает каждение всего храма. Чтение Евангелия совершается особенно торжественно.

После Евангелия произносится сугубая ектения, называемая так потому, что припев «Господи, помилуй» повторяется трижды (сугубый — значит особый, повторный, усиленный).

Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении обычно произносится заупокойная ектения. Держа орарь, диакон воззывает: «Господи, помилуй», а священник молится в алтаре, чтобы Христос, поправший смерть и даровавшим жизнь, упокоил души усопших в ином мире, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Литургия оглашенных заканчивается чтением особой ектений об оглашенных, то есть о тех, кто готовится принять Крещение.

Молящиеся в храме, сознавая свое недостоинство называться христианами, ибо «один Христос без греха», ставят себя мысленно в ряд оглашенных и со смирением на каждое призывание диакона, преклоняя главы, восклицают: «Тебе, Господи!»

Литургия верных

Литургия верных начинается словами «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» (то есть те, которые верны, еще и еще все вместе, соборно, помолимся Богу). Это самая главная часть Литургии, на которой Честные Дары, приготовленные на проскомидии, силою и наитием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы.

Священнодействия Литургии верных символизируют собой страдания Христа, Его смерть и погребение, Воскресение из мертвых и Вознесение на Небо, пребывание в Царстве Бога Отца и Второе славное пришествие на землю.

Волнующим моментом Литургии верных является пение хором Херувимской песни: «Мы, Херувимов таинственно изображающие и Животворящей Троице трисвятую песнь поющие, всякое ныне житейское отложим попечение» (то есть оставим всякие мирские, земные заботы).

Посредине Херувимская песнь прерывается, и священнослужители совершают Великий вход, изображающий торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим в Вербное воскресение, когда Он добровольно шел на ожидавшие Его Крестные страдания.

Священник и диакон берут святые сосуды с жертвенника и переносят их на престол, проходя через северные двери алтаря. Перед ними нссут прислужники свечу и кадило. Остановившись в Царских вратах, священник и диакон возносят молитву о патриархах, епископах, духовных и гражданских властях, стране и городе, всем народе и всех православных христианах. Затем священник ставит святые сосуды на престол на развернутом антиминсе и покрывает их «воздухом» (покровом). Царские врата закрываются, завеса на них задергивается, в воспоминание камня, которым был закрыт гроб Господень.

После этого диакон читает первую просительную ектению: «О предложенных Честных Дарех Господу помолимся», которая заканчивается благословением священника: «Мир всем». Только в мире, любви и единомыслии можно совершать великое Таинство Святой Евхаристии. Поэтому, приступая к нему, молящиеся все вместе читают исповедание православной веры — Символ Веры, в котором кратко изложены основные истины христианской веры.

В настоящее время в православной церкви совершаются три чина литургии: Литургия Св. Иоанна Златоуста, Литургия Св. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров (Св. Григория Двоеслова). Кроме того, несколько лет тому назад была переведена с греческого на славянский язык древняя Литургия Апостола Иакова, которую и совершают иногда в некоторых церквах.

Основа литургии, самое совершение таинства, всеми апостолами проводилось одинаково, но порядок подготовки к нему каждый апостол составлял самостоятельно. Поэтому с самого древнего времени в разных церквах существовали разные чины литургии, связанные с тем или другим из апостолов.

На крайнем Востоке христианского мира, в Восточной Сирии и Средней Азии, до сих пор существует Литургия Апостола Фаддея. На ближнем Востоке, т.е. в Иерусалиме и Византии, принята была Литургия Апостола Иакова (первого епископа Иерусалима, брата Господня). В Александрии, Египте и Абиссинии совершалась Литургия Апостола Марка, в Риме и на всем западе — Литургия Апостола Петра.

Впоследствии Литургия Апостола Иакова была обработана великими учителями церкви Св. Василием Великим и через короткое время Св. Иоанном Златоустом. На западе Литургию Апостола Петра обработал Св. Григорий Двоеслов для Рима и Св. Амвросий для Милана (поэтому до сих пор в Милане совершается отличная от всего остального западного мира амвросианская литургия). Так появились различные «чины» по существу единой литургии.

Священник Александр Пальчевский

Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в г. Минске



ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: