Богослужение в Церкви

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

богослужение православной Церкви

Богослужение - это одно из средств религиозного просвещения. В понятие о Богослужении входит сторона таинственная и духовная. Известно, что религия представляет собой не только отношеше человека к Богу, но и отношение Бога к человеку. Потому что мы чувствуем не только стремление молиться Господу, прославлять Его имя за различные благодеяния Его к нам, но нуждаемся более всего в Его общении, в Его Духе и в Его милости. Отсюда высшее стремление каждого Богослужения — символически представить или изобразить присутствие или близость Божества, войти в общение с Ним, испросить у Него прощение и милость.

В Христианском Богослужении различают две стороны: естественную или нравственную и сверхъестественную или таинственную. Поэтому Богослужение вообще представляется как совокупность священных действий и формул под которыми представляются определенные молитвы, песнопения и чтения для непосредственного внешнего выражешя внутренней веры, для поддержания и расширешя религиозоаго сознания и жизни, а так же как средство общения с Богом и сообщения божественной благодати. Иными словами, первую сторону Богослужения составляют те формулы, обряды и действия, в которых человек выражает свои релииозные чувства; вторую сторону его составляют те таинства, в которых преподается благодать Божия. Блаженный Августин говорит, что «люди не могут быть соединены какой-нибудь религией без внешнего знака». На основании этих слов видно, что в Богослужении должна быть внешняя сторона, которая в свою очередь должна быть выражением внутренней; отсюда должны иметь место при Богослужении символы, как воспоминание прошедшего и указание на будущее.

Важность общественного христианского Богослужения

Действуя на человеческие чувства посредством символов и обрядов, богослужение служит самым могущественным средством к теснейшему взаимному соединению членов единой Церкви. Оно, собирая их в одно святилище Божие или храм, внушает им чувства взаимной братской любви и поддерживает между ними согласие и порядок. Богослужение скрепляло узы общества домашнего, — а во времена ветхохзаветные, соединяло целый народ в одно тело, в одну Церковь. Чрез Богослужение все члены Церкви должны быть слиты в одно Царство Божие или, из всех людей должно составиться одно таинственное тело.

Православное общественное Богослужение, по самой естественной своей необходимости, имеет внешнюю сторону. Эту сторону составляют обряды, к которым принадлежит все видимое, вещественное, что человек употребляет для выражешя святой веры или благочестивого чувства. Поэтому общественное Богослужение должно иметь символический характер, т.е., все вещи и действия, относящиеся к Богослужению, должны иметь особенное значение или изображать небесные, таинственные предметы мира невидимаго и служить памятниками событий царства Божия на земле. Поэтому все священно-действия и обряды, употребляемые при Богослужении Православной церкви назидательны и поучительны. Богослужение Православной церкви не имеет в своей обрядности ничего лишнего, слишком чувственного, что могло бы подавлять дух веры.

Церковь осуществляет и выражает свою жизнь и свою сущность через богослужение. Слово "литургия" означает не просто молитву, а некое общее действие, в этом действии каждый христианин выражает деятельное участие, он не только присутствует, а становится непосредственным участником. Такое участие на самом деле является не только личным, частным, но так же общим участием всех верных. Оно считается общим в том, смысле, что вера и единенство участников выражает сущность Церкви и присутствие Христа между теми, кто в Него верует. Это участие личное, так как эта реальность обращается ко мне, дается для моего исправления, моего духовного роста в божественной благодати. Таким образом, в богослужении я становлюсь активным "строителем" Церкви,а быть им - это мое христианское призвание, – и меня же Святая Церковь благодетельствует, потому то дары Церкви Христовой подаются мне как дар Божественный (по протопр. Александру Шмеману).

Каждая молитва способна стать для нас возможностью встречи с Богом. Для этого необходимо наше живое и внимательное участие в богослужении

Как говорит священник Павел Флоренский догматическое учение Православной Церкви должно иметь основание в догматических идеях богослужения. Богослужение, прежде всего Литургия, существовала до появления новозаветных текстов. Догматические истины христианства начинают жить в богослужении. Святые говорят о том, что в богослужебных текстах мы можем найти все, что необходимо для нашей веры и духовной жизни. Через богослужение вероучение Православной Церкви становится нашим молитвенным опытом.

богослужение в Церкви

Православное Богослужение не имеет недостатка в священных обрядах, в нем дух христнской веры облечен в стройный вид священных обрядов до такой меры и в такой степени, какая требуется для назидания чувства предстоящих и молящихся. Все в нем устроено и совершается так благообразно и по чину, что благочестивое чувство верующего всегда найдет в нем пищу и успокоеше для своего духа. Вообще в православном Богослужении удержана золатая средина между внешним Богопочтением и внутренни поклонением Богу. Кроме того православное Богослужение само в себе величественно и свято; потому что все освящается словом Божиим и призыванием имени Божия, как и самые молящиеся и предстоящие с верой и благоговением освящаются благодатью. Православное Богослужение в настоящем своем виде, как развитие всей жизни христианства, ведет свое начало от самого Иисуса Христа. Но от своего начала, положенного Иисусом Христом, до настоящего времени оно постепенно развивалось, подобно многолиственному дереву, выросшему из семени.

Сущность христианской религии состоит в примирении впавшего в грех человека с Богом, восстановлении той гармонии, которая имела место раю после совершения грехопадения. Это примирение или очищение человека от греха, освобождение его от проклятия и смерти совершено было у голгофской жертвы, принесенной за грехи всего мира вочеловечившимся Сыном Божиим. Смерть Сына Божия совершила дело Искупления, представила человека Богу чистым и святым. Дело Искупления Бог открыл человеку в Слове и таинствах; со стороны человека нужно, что бы он, приняв и усвоив благодатные дары Искупления, открыл себя Богу верой во Христа и послушанием Ему. Христианское богослужение, и прежде всего Евхаристия, является выражением именно этих отношений между Богом и возрожденным человеком, выражение освящения человека и принятия плодов евхаристической жертвы.

Всем необходима божественная благодать искупления и общения со Христом; мы принимаем участие в богослужении для того, чтобы сделаться участниками божественной жизни. Для этого Господь и установил святейшее таинство Евхаристии, как средство действительного общения с ним и усвоение благодати Искупления, сделав его центром всего христианского богослужения. Богослужение общественное совершается для удовлетворения потребностей всех верующих и так выражает собой теснейшее общение Церкви со Христом. Таковы: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Часы, Последование изобразительных, Литургия. Богослужение, совершаемое для удовлетворения благодатными средствами религиозных нужд отдельных членов Церкви, называется частным. К частному богослужению относятся, главным образом, - таинства, молитвословия и молебные пения на разные случаи.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: