Благодарственные молитвы

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

благодарственные молитвы

Благодарственные молитвы и вообще молитва в христианских собраниях была возносима к престолу Бога от имени всего общества епископами и пресвитерами. У Игнатия Богоносца, (2 в.) встречаем в его послании мысль, что Епископ - это представитель мыслей и чувств Христианского общества. Иустин Мученик выражается так: «предстоятель воссылает молитвы и благодарения со всей силой и усердием - или сколько достанет сил». Затем в помощь предстоятелям церкви поставлены были дьяконы с правом не возносить молитвы в церковных собраниях от целого общества, а только приглашать христиан к молитве, указывать им то, о чем они должны молиться. Так они приглашали христиан преклонить колени, наклонить головы; после чего возносилась молитва к Богу самими христианами в словах: «Господи помилуй», «подай Господи». И если Богослужение совершается от имени общества, то очевидно, что предстоятель церкви, произнося молитвы, не один молился, а вместе со всеми присутствующими, которых приглашал к этому возгласом: «Господу помолимся» и так далее.

Присутствующие заканчивали всеобщую молитву словом «аминь». Об этом святой Златоуст говорит так: «священник не один молится и не прежде начинает благодарственную молитву, как наперед услышит от предстоящих готовность к молитве». Затем Златоуст указывает и на пункты, в которых выражается эта готовность к молитве, а именно: «священник произносит: «горе имеим сердца,» народ отвечает: «имамы ко Господу». Священник: «благодарим Господа», и начинает произносить молитву уже после того, как народ выразит свое согласие на это благодарение, словами: «достойно и праведно есть».

Подобные сведения о приготовлении к произношению общей благодарственной молитвы можно найти еще у Киприана Карфагенского: «священник, говорит Киприан, перед совершением таинства Евхаристии, предварительно приготовляет умы братии возглашением: горе имеим сердца, чтобы люди, отвечая: имамы ко Господу, поучались, что они ни о чем другом не должны помышлять, кроме Господа; после сего священник возглашает: благодарим Господа, и народ отвечал: достойно и праведно есть». Так как церковные молитвы произносятся от целого общества; то естественно они должны быть произносимы вслух и для всех понятно. Обычай провозглашать все молитвы при Богослужении вслух для всего народа можно видеть в апологии Иустина Философа и особенно в Постановлениях Апостольских Апостол Павел пишет к Коринфской церкви, как неудобно будет понимать предстоящим благодарственную молитву, если она произносится на чужом для них языке, и как непонимающий человек может сказать после благодарственной молитвы: «аминь».

Благодарственная молитва при Евхаристии читалась вслух еще в 6 веке, об этом находим свидетельство в указе Императора Юстиниана, которым восстановлялся прежний обычай читать эту молитву вслух. В царствование этого Императора многие епископы и пресвитеры молитвы Божественного приношения (Литургии), равно как и молитвы святого Крещения, читали тайно. Поэтому Император издает указ, чтобы молитвы, согласно древнему обычаю Апостольских времен, произносились во все услышание. Иоанн Мосх рассказывает, что «дети играя, совершали таинство Евхаристии. Когда ходили они в церковь, то здесь запоминали молитвы, произносимые при Евхаристии вслух». В рассказе Мосха нам важно выражение: «дети запоминали молитвы,» которое ясно говорит о древнем обычае произносить Евхаристические молитвы вслух, во всеуслышание. С другой стороны из указа Юстиниана видно, что уже в его время стал распространяться в церкви другой обычай - читать молитвы при Литургии тайно. Собор Лаодикийский повелевал, чтобы, за отпуском из церкви оглашенных и кающихся, следовали три молитвы верных, и одна из них читалась бы тайно — в молчании, а две другие с возглашением.

В Постановлениях Апостольских мы находим две молитвы, которые читаются после выхода оглашенных. Это ектенья, которую произносить дьякон, и молитва, которую читает священник вслух для всего народа, где он собирает, так сказать, все частные моления верующих и представляет их от имени целого общества к престолу Бога. Молитва же в молчании - это та молитва, которую каждый верующий произносил про себя и в которой он просил Бога о своих частных нуждах. На подобные частные молитвы, произносимые каждым тайно, про себя, указывает еще Иоанн Златоуст. Он упрекает своих современников за те молитвы, которые произносились про себя, но совершенно нехристианского содержания. Вот его слова: «когда церковь молится: Боже, прости врагам, а ты молишься: Боже, отмсти врагам.» В 8 веке Святой Герман Патриарх Константинопольский пишет, что в молитвах литургийных один священник беседует с единым Богом; а говоря о молитве за амвонной: почему она читается вслух, дает понять, что в его время молитвы литургийные более уже не читались вслух. Причина, почему молитвы литургийные и некоторые молитвы при совершении других таинств произносятся тайно, а не вслух, вопреки древнему обычаю, заключается в самом свойстве и содержании молитв.

В древности, по церковному установлению, требовалось, чтобы все присутствовавшие при Богослужении были вместе и причастниками; потом постановлено было церковью не возносить молитв и не совершат таинств при непосвященных лицах. Так было до 4 века. С 4 же века Иоанн Златоуст в одной уже из своих бесед жалуется на то, что собрание большое, а причастников нет. При этом он дает намек на то, почему молитвы литургийные стали читать тайно.

«Многие, бывают в собрании, но не причащаются, ссылаясь на то, будто не достойны. Если ты не достоин причащаться; то почему не вышел вместе с оглашенными и кающимися и за чем остался слушать молитвы при причащении?»

Из этих выражений Златоуста можно заключить, что молитвы эти исключительно назначались только для того, кто причащался. А так как число причастников, присутствующих при Евхаристии, со временем уменьшалось все более и более, и многие не считали своей обязанностью причащаться при каждом совершении Евхаристии, то оставалось быть причастниками одним только священнодействующим; поэтому и молитвы Евхаристические стали произноситься тайно, про себя. Некоторые молитвы при Богослужении должны быть произносимы тайно и потому еще, что в них священнослужитель молится исключительно о самом себе, таковы, например, молитвы перед началом Литургии и при совершении таинства Крещения, перед освящением воды. Содержание таких молитв относится к одному священнику.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: