Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске
Молитва Господня является образцом молитвенного обращения к Господу. Она имеет глубокий богословский и духовный смысл и вместе с этим она удивительно проста и доступна. В различных церковных источниках текст этой молитвы встречается, начиная со второго века. В этих текстах содержатся указания на чтение или произнесение этой молитвы трижды в день. В этой удивительной молитве мы обращаемся к Богу как к отцу. Обращение к Господу как к Отцу было известно еще в Ветхозаветной Церкви. Однако новозаветное содержание этого обращения имеет несколько иной смысл. Ветхозаветный человек находился скорее в состоянии более отстраненном от Бога, оставив Его вследствие первородного греха. И только после воплощения Второго лица Святой Троицы человечество получило новое усыновление. Благодаря Христу Спасителю мы снова возвращаемся к Богу. Христос называет Бога Отцом Небесным. Небо всегда считалось символом, который выражал безграничность и необъятность, поэтому «Небесный» это синоним слову «Божественный».
В молитве Господней призывается пришествие Царства Божия. Оно должно представляться нами не в материальном смысле, а то, что возрастает в душе человека. Мы просим Бога исполнить в нашей жизни Его святую волю. Господь промышляет и заботится о каждом человеке. В словах хлеб наш насущный так же следует понимать не только материальные блага и все необходимое для нашей земной жизни, но так же и вечное, необходимое для будущей вечной жизни и для полной гармоничной жизни на земле. Здесь понимается само Пречисто Тело и Божественная Кровь Христа в таинстве Евхаристии.
Мы просим Господа в этой молитве простить наши согрешения, при этом и сами должны прощать наших обидчиков. Этому необходимо учиться, потому что в противном случае и Господь не простит нам наши прегрешения. В завершении молитвы мы просим Господа избавить нас от лукавого и возможных искушений. Бывает, что Господь попускает совершаться в нашей жизни различным испытаниям и искушениям для нашего духовного возрастания.
Первенствующие Христиане очень часто употребляли молитву Господню при Богослужении. Тертуллиан говорит: «Господь наш определил для новых учеников Нового Завета и новую формулу молиться». Согласно с Тертуллианом то же утверждает Киприан: «мы знаем, по учению Господню, как нам должно молиться». Молитва Господня употреблялась первенствующими Христианами при таинстве Крещения где новокрещенный читал ее, выходя из купели. «После этого стоя читал он молитву, которой научил нас Господь», говорится в постановлениях Аностольских.
Верующий мог произносить ее потому, замечаетъ святой Златоуст, что он, как сын Божий после крещения, имел право называть Бога своим Отцом. От того она называлась в собственном смысле и исключительно молитвой верующих»; Молитва Отче наш применялась при совершении таинства Евхаристии. Как молитва собственно Господня, она возвышала умы и сердца верующих к прославлению Бога, и «употреблялась, по замечанию Иеронима, всякий день при приношении тела Его (Господа)».
В произнесении этой молитвы при Евхаристии замечается в различных церквах некоторая особенность: в церкви Восточной ее читали одновременно и священник и народ; тогда как в Римской церкви произносил ее один священник. В церкви Мозарабской священник громким голосом произносил каждый член молитвы Господней отдельно, делая после каждого прошешя небольшую паузу, во время которой верующие отвечали ему словом: «аминь».
Христиане употребляли молитву Господню и в своих частных молитвах. Постановления Апостольские предписывают читать ее, по крайней мере 3 раза в день в чест святой Троицы. Святой Амвросий Медиоланский убеждал девственниц, отходящих ко сну, повторять молитву Господню после каждого псалма. У святаго Киприана встречаем такое выражение: «прошение - хлеб наш насущный даждь намъ днесь, относилось верующими к хлебу Евхаристическому». Употребление этой молитвы было столь существенно в христианской практике, что даже сами еретики и раскольники не осмеливались исключать ее из своего богослужения.
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: