Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске
Поминовение усопших - это молитвенное упоминание имен умерших христиан в Православной Церкви основанное на вере в его силу и действенность. Молитва об усопших была известна в Ветхом Завете: был обычай преломлять над умершими хлеб и раздавать неимущим, по причине смерти родных и близких налагался пост. Молитва об умерших постоянно присутствует в христианском богослужении.
Смерть и погребение не прекращают существование христианской любви, которая связывала и продолжает объединять живых с умершими. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших. Смерть – это переход к вечной жизни. Основанием молитвы является вера Церкви в ее действенность. В древних христианских литургиях встречается множество молитв за усопших. Указания на традицию совершения заупокойных поминаний ест в постановлениях апостольских. В 4 веке ариане отрицали значение молитвы за усопших, однако, всецерковное видение и апостольская традиция взяла верх над заблуждениями ариан.
Молитва в третий день имеет основание в апостольском предании. В третий день мы молимся об усопших по причине воскресения Христа на третий день после крестной смерти. Поминовение в этот день связано с посмертным состоянием души. Душа того, о ком совершается молитва в третий день, получает поддержку от ангела и облегчение в тех скорбных ощущениях, которые связаны с разлучением души с телом. Первые два дня душа находится на земле в сопровождении ангелов и посещает различные места. В третий день душа возносится на небо, где происходит поклонение Богу.
В этот день так же положена традиция особенной молитвы. После того, как прошло поклонение Богу, душа умершего знакомится с красотой и благолепием рая, а так же жизнью святых. Это продолжается в течение шести дней. За это время состояние души изменяется, и она отвлекается от скорби, полученной после оставления земной жизни. Однако при большом количестве нераскаянных согрешений, все же душа испытывает страдание. В девятый день мы молимся за усопших, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским. После этого душа снова отправляется вместе с ангелами для поклонения Богу.
Есть установление Церкви о поминовении усопших в продолжении сорока дней. Господь сорок дней находился в пустыне, проводя это время в посте и молитве. После поклонения Богу душа отправляется в ад, где ей показываются мучения и страдания грешных людей. Тридцать дней душа находится в этом состоянии страха и трепета. В сороковой день еще душа поклоняется Богу, после чего совершается определение ее будущего состояния. Посвящение сорокового дня для молитвы связано так же с днем вознесения Господня после его Воскресения.
Сразу после смерти верующего человека следует заказать сорокоуст в храме. Сорокоуст представляет собой поминание в течение сорока Литургий. Во время Великого поста в среду и пятницу служатся панихиды, в субботу и воскресенье – обедня об упокоении.
День кончины христианина – это рождение в новую жизнь. В Православной Церкви принято поминать усопшего в день его смерти, в день рождения и в день именин (память святого, в честь которого умерший носил имя). В такие дни нужно заказать службу в храме, помолиться дома и помянуть усопшего за трапезой. Наши молитвы способны оказывать влияние на духовное состояние душ умерших. Большую пользу приносит совершение милостыни и добрых дел в память об усопшем человеке. Особенную важность представляет поминание на проскомидии во время Божественной Литургии.
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: