Создание и деятельность Пастырско-богословского училища в монастыре святого Кирика

8(044)555-999-6 - Священник Александр Пальчевский / Православный приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

монастырь святого Кирика

История существования этого учебного заведения началась с письма владыки Дамиана в Временное Русское Церковное Управление 20 ноября 1921 г. с просьбой о разрешении открыть в Константинополе «Пастырско-богословское училище с 4-годичным курсом, каковое училище мною открыто было в Ставрополе и просуществовало 2 месяца». Прошение владыки Дамиана было рассмотрено на заседании ВРЦУ 5 декабря 1921 г. с участием прибывших на Собор архиереев. На нем, в частности, было сообщено, что аналогичное прошение Преосвященного Дамиана было уже отклонено на заседании ВРЦУ 23 сентября 1921 г. «…ввиду нецелесообразности открытия параллельных курсов, каковые уже открыты при управляющем русскими православными общинами Константинопольского округа». Но, несмотря на это, ВРЦУ принимает решение «одобрить в принципе проект Преосвященного Дамиана» и предлагает ему через управляющего русскими православными общинами Константинопольского округа (архиепископа Кишиневского и Хотинского Анастасия (Грибановского)) на утверждение ВРЦУ проект Устава, учебных планов и смету пастырского-богословского училища. Из воспоминаний современников известно, что владыка Дамиан критически относился к деятельности Высшего церковного управления, которое он справедливо критиковал за излишний бюрократизм и отсутствие реальной церковной созидательной деятельности.

Интересно, что один из создателей Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже – профессор А.В.Карташев в 1950 г. в статье для неизданного сборника, посвященного 25-летию института, писал, что создание Пастырского-Богословского училища в монастыре святого Кирика стала реализацией давних идей по созданию духовной школы на Балканах. Участие в обсуждении этой идеи, по его словам, принимал меценат русского эмигрантского студенчества, американский профессор Т.Уитмор. 19 мая 1922 г. Епископ Дамиан сообщил ВРЦУЗ, что Синод Болгарской Православной Церкви назначил его в Бачковский ставропигиальный монастырь быть духовным наставником и руководителем братии монастыря, учеников священнического училища и всех богомольцев. На заседании 13 июня 1922 г. ВРЦУЗ постановило принять к сведению это донесение.

Болгария стала одним из европейских центров русской эмиграции. По подсчетам современных исследователей, к 1921 г. здесь проживало 36 000 русских эмигрантов. Болгарское правительство и простые болгары охотно помогали русским беженцам найти жилье и работу. В мае 1921 г. настоятелем русского храма святителя Николая в Софии был назначен епископ Лубенский Серафим (Соболев), а 31 августа 1921 г. Высшее церковное управление заграницей назначило епископа Серафима Управляющим русскими православными общинами в Болгарии.

10 января 1922 г. епископ Дамиан направил в ВРЦУЗ еще одно послание, к которому приложил распределение изучаемых предметов по классам, штат пастырского училища, а также просил разрешение открыть училище уже в Болгарии, где Священный Синод Болгарской Православной Церкви предоставлял ему один из монастырей, еще раз напоминая то, что такое училище он уже открывал в Ставрополе, где оно просуществовало 2,5 месяца до окончания эвакуации . Общий список предметов и их распределение по курсам свидетельствуют о том, что их составитель действительно имел опыт организации пастырского учебного заведения. В смете, составленной епископом Дамианом, предполагалось, что начальник училища будет получать 3600 рублей в год (и еще 600 рублей за 6 годовых уроков), кроме того он предполагал, что понадобится труд 5 преподавателей (всего 8700 рублей в год), общий же годовой проект фонда зарплаты и канцелярских расходов составил 25 000 рублей.

Изучив представленные документы Архиерейский Синод РПЦЗ на заседании 17 января 1922 г. постановил разрешить открытие в Болгарии проектируемого епископом Дамианом Пастырского училища, «…но с тем, чтобы содержание последнего не ложилось на бюджет Временного Русского Церковного Управления Заграницей». 24 сентября 1922 г. канцелярия ВРЦУЗ получила письмо епископа Дамиана сообщил в письме, адресованном «Совету Епископов Заграницей», о том, что Синод Болгарской Православной Церкви назначил его игуменом ставропигиального монастыря святого Кирика в г.Станимакa Пловдивской епархии, где он, с разрешения ВРЦУЗ, открывает Пастырско-богословское училище. Преосвященный Дамиан в этом письме просит «Совет Епископов Заграницей» предоставить ему соответствующие полномочия по званию начальника учебного заведения для организации педагогической корпорации. На заседании 15 октября 1922 г. Временный Архиерейский Синод РПЦЗ постановил «предоставить Преосвященному Дамиану соответствующие полномочия», о чем епископ Дамиан должен был уведомить Управляющего русскими православными общинами в Болгарии – епископа Лубенского Серафима (Соболева). Также Синод разрешил епископу Дамиану сноситься по делам учебного заведения с Синодом непосредственно.

С одной стороны, все свои действия владыка Дамиан очень почтительно согласовывал с священноначалием, но, с другой стороны, послав соответствующий запрос, нередко не ждал положительного ответа, а, полагаясь на волю Божию, начинал действовать. Так и открытие училища состоялось без особой резолюции и участия представителей Архиерейского Синода РПЦЗ 16 сентября 1923 г. Божественной литургией и молебном. На следующий день к регулярным занятиям приступили 10 человек, хотя сообщалось, что прошения подали 75 человек, а были приняты 42 человека, но из них многим училище не смогло гарантировать стипендию.

Казалось бы, делу положено начало и оно будет развиваться дальше, движимое инициативой своего создателя и пользуясь поддержкой церковного священноначалия. Однако в конце 1923 г. над новооткрытым училищем сгустились тучи. На заседании Архиерейского Синода РПЦЗ 5 сентября 1923 г. было заслушано озвученное членом Синода архиепископом Полтавским Феофаном (Быстровым) донесение епископа Лубенского Серафима (Соболева), Управляющего православными русскими общинами в Болгарии, по поводу организации богослужений в храме-памятнике на Шипке, что Преосвященным Серафимом было сделано по просьбе председателя Архиерейского Синода Митрополита Антония (Храповицкого). Из указа Синода следует, что именно архиепископ Феофан (Быстров) предложил учредить в ведении Архиерейского Синода духовно-учебное заведение, самым подходящим местом для которого было бы здание на Шипке, построенное специально для духовной семинарии. Но прежде решения этого вопроса, Синод запросил епископов Лубенского Серафима (Соболева) и Царицынского Дамиана о состоянии новоучрежденного Пастырского училища при монастыре святого Кирика. Во исполнение этого запроса, в рапорте от 5 ноября 1923 г. епископ Серафим (Соболев) сообщил, что он лично не был в монастыре святого Кирика, но со слов бывшего там духовника Пловдивской духовной семинарии протоиерея Макарьина заявил, что училище открыто, но читает там лекции один епископ Дамиан, больше преподавателей нет. Он также сообщил, что профессор М.Э. Поснов прислал секретарю его епархиального совета письмо, в котором сообщил, что, помимо епископа Дамиана, лекции читает кандидат Казанской духовной академии Остроумов при 12 слушателях. Далее епископ Серафим пишет, что «…профессор Поснов полагает, что дело епископа Дамиана не может иметь успеха за отсутствием средств, преподавателей и книг. Так же в общем смотрят на дело Пастырского училища епископа Дамиана и болгарские митрополиты Максим и Борис, как я убедился на основании неоднократных их со мною бесед». Итак, сомнения членов Архиерейского Синода в отношении Училища начали оправдываться. На заседании Синода 6 декабря 1923 г. его члены просили епископа Царицынского Дамиана «ускорить доставление отзыва» о положении Училища. А 21 декабря канцелярия Архиерейского Синода наконец получила от епископа Дамиана информацию о текущей деятельности открытого им училища.

В этом отчете содержится краткое описание события открытия училища 16 сентября 1923 г., а также идет речь о том, что один из первых существенных материальных вкладов на училище внес генерал Ставицкий (23 500 левов). Епископ Дамиан к своему отчету также приложил программу преподавания предмета Церковно-христианского искусство, программу, пройденную в училище за сентябрь-ноябрь 1923 г. по Литургике, Гомилетике (преподаватель – епископ Дамиан), Догматическому богословию и Священному Писанию Нового Завета (преподаватель – И.Чаусов), Основному богословию и Церковной истории (преподаватель – Б.Остроумов); список тем, по которым учащимися были написаны сочинения. Автор доклада сообщает о существовании при училище мастерских – иконописной, церковной утвари и архитектурной и о необходимости оборудования их и выделении на это соответствующих средств в размере 390 левов. Владыка Дамиан приводит и список воспитанников по состоянию на 5 декабря 1923 г. в составе 19 человек. Очевидно, к своему докладу владыка Дамиан приложил подборку фотографий, отложившуюся в фонде Архиерейского Синода, где запечатлены общий вид монастыря, храм снаружи и изнутри, общее фото преподавателей и учащихся, фото учебной аудитории, отдельное фото самого епископа Дамиана, икона святых Кирика и Иулиты, хозяйство монастыря (коровы), сапожная и столярная мастерская, фотография учащихся за обедом. В целом, доклад владыки Дамиана от 5 декабря 1923 г. свидетельствовал о том, что училище работает, в нем есть как учащиеся, так и преподаватели. Однако доклад не произвел особого впечатления на членов Архиерейского Синода, и на заседании 10 января 1924 г. Синод постановил принять к сведению доклад епископа Дамиана, но суждение об учреждении в Болгарии духовного учебного заведения независимо от существующего Пастырско-богословского училища в монастыре святого Кирика иметь после решения о передаче епископу Серафиму (Соболеву) здания на Шипке.

В рапорте от 3 декабря 1923 г. владыка Дамиан просил Синод утвердить в должности преподавателей: кандидата богословия Казанской духовной академии Б.В. Остроумова (Церковная история и Основное богословие), кандидата Казанской духовной академии И.Н. Чаусова (Священное Писание Нового Завета), А.В. Яковлева (пение), архимандрита Кирилла (Священное Писание Ветхого Завета), монаха Василия (Белоуса) (иконописание). На заседании в январе 1924 г. Синод утвердил всех перечисленных в должности, за исключением архимандрита Кирилла, от которого потребовал через епископа Дамиана получить канонический отпуск от Нишского епархиального начальства Сербской Православной Церкви. Тем не менее, Синод не оставил идеи открытия собственного учебного заведения и на заседании 7 февраля 1924 г. постановил, чтобы епископ Лубенский Серафим (Соболев), Управляющий русскими православными общинами в Болгарии, «возбудил надлежащее ходатайство и принял возможные меры к передаче в его распоряжение для организации в Болгарии духовного училища и семинарии зданий на Шипке, выстроенных Россией для духовной семинарии, или же русский Ямбольский монастырь». Очевидно, что епископ Дамиан знал, либо догадывался о таком отношении к его детищу в Синоде и потому в своем письме в Синод от 1 мая 1924 г. он просит поддержать Богословско-пастырское училище в монастыре святого Кирика тем, чтобы не открывать в Болгарии нового учебного заведения в ущерб первому . Но Синод был непреклонен. В ответ на это письмо на своем заседании 8 мая Синод принимает невозмутимое решение: «Уведомить Преосвященного Епископа Дамиана, что предполагавшаяся к открытию в Болгарии русская духовная семинария в ближайшем времени будет открыта». Интересно, что указ подписан не митрополитом Антонием (Храповицким), а временно исполняющим обязанности председателя Синода – архиепископом Феофаном (Быстровым), который, очевидно, и был главным инициатором создания «собственной» семинарии Синода в Болгарии.

Однако владыка Дамиан не сдавался. Очевидно, он понял, что недоверие к его училищу можно рассеять, доказав и показав, что оно реально существует и действительно дает образование будущим пастырям. 9 июня 1924 г. он пишет новое письмо в Синод, в котором приглашает Архиерейский Синод командировать своего представителя для присутствия на переводных экзаменах со второго на третий курс. Как же с сентября 1923 г. по июнь 1924 г. первый набор слушателей смог пройти два годичных курса? Ответ на этот вопрос исследователь документов Пастырско-богословского училища в монастыре святого Кирика находит чуть позже, в переписке епископа Дамиана с Синодом за 1925 г. Пока же владыка Дамиан прилагает к своему письму расписание проведения переводных экзаменов и список учащихся, допущенных к ним. В частности, предполагались экзамены по следующим дисциплинам: Литургика, Гомилетика, Основное богословие, Церковная история, Священное Писание Нового Завета, Догматическое богословие, Церковное пение. В числе допущенных к экзаменам значились 12 студентов. На ближайшем заседании Синода для участия в переводных экзаменах в Пастырско-богословское училище был командирован архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский), Управляющий русскими православными общинами Константинопольской области, которому было также поручено обозреть «вновь переданный Ямбольский монастырь», очевидно, чтобы выяснить, насколько он пригоден для устройства в нем духовной семинарии. Указ вновь подписан временно исполняющим обязанности председателя – архиепископом Феофаном (Быстровым). О результатах своей поездки владыка Анастасий сообщил Синоду в пространном докладе, который был выслушан на заседании Синода 30 августа 1924 г. В этом достаточно пространном докладе (20 страниц рукописного текста) находятся ответы на некоторые вопросы, возникающие при знакомстве с отчетами владыки Дамиана. В частности, владыка Анастасий выяснил, что почти все, принятые осенью 1923 г., были зачислены на второй курс, поскольку, по объяснению владыки Дамиана, имели дипломы средних учебных заведений. Для них, по его мнению, учеба на первом курсе была бы ёненужным повторением. Те же, кто не имел среднего образования, были зачислены на Подготовительное отделение. По сообщению владыки Анастасия, ответы воспитанников на экзаменах были разными. Наибольшее затруднение, по его мнению, у учащихся вызвал экзамен по Догматическому богословию, на котором многие отвечали неуверенно, мало кто мог наизусть четко привести необходимые тексты из Священного Писания. Лучше были ответы на экзамене по Основному богословию, и очень хорошие ответы были на экзамене по Церковной истории . «По нравственному настроению, отмечал владыка Анастасий, подбор учеников сделан не менее удачно: подавляющее большинство из них – люди вполне церковные, убежденные и искренние христиане, они знают, зачем пришли в школу и сознательно подчиняют себя тем требованиям, какие она предъявляет к ним» . Характеризуя материальную сторону жизни училища, владыка Анастасий отмечает: «…Бедность – это главная болезнь школы». В целом, отчет архиепископа Анастасия положительно оценивает деятельность училища, находя ее полезной для Церкви. Архиерейский Синод принял решение этот доклад озвучить на предстоящем Архиерейском Соборе.

Тем временем владыка Дамиан продолжает высылать в Синод документы, призванные свидетельствовать о хорошо поставленном учебном процессе в Пастырско-богословском училище. В частности им были высланы учебные программы за 1923/1924 учебный год по Гомилетике, Истории Христианской Церкви, Священному Писанию Нового Завета, Литургике, Догматическому богословию, Церковно-христианскому искусству. 23 сентября 1924 г., с началом нового учебного года, Преосвященный Дамиан сообщал Синоду, что в настоящее время на третьем курсе насчитывается 12 учащихся, «второй курс составится по прибытии принятых из-за границы – Бизерты, Сербии, Германии, на первый курс приема нет» . Здесь неясно, кого ожидает владыка на второй курс: либо принятых еще в сентябре 1923 г. и не смогших прибыть из-за визовых и иных проблем, либо это люди, окончившие первый курс, и не смогшие учиться далее по разным причинам. Также владыка Дамиан сообщает, что на Подготовительном отделении обучается шесть учащихся и перечисляет преподавателей, среди которых появляется новое лицо: епископ Дамиан, Б.В. Остроумов, И.Н. Чаусов, М.А. Кальнев , который составил приложенную владыкой Дамианом к письму в Синод программу по новому предмету – Практическое миссионерство. Владыка также просит Синод «сделать зависящее распоряжение о высылке мне определенной суммы из Ямбольского монастыря за настоящий 1924 г. Как заявлено на Соборе, мне необходимо получать не части, по месяцам, а круглой суммой ввиду заготовки продуктов на зиму». Из этой фразы можно сделать вывод, что Архиерейский Собор РПЦЗ признал училище епископа Дамиана «своим» и именно он придал ему официальный статус внутри РПЦЗ в качестве Русского Пастырско-богословского училища в Болгарии, и принял решения по материальному обеспечению этой духовной школы, которые, очевидно, не вполне охотно выполнялись ответственными за это лицами, а также и самим Синодом.

Реакцию на это письмо епископа Дамиана можно воспринимать как признание успеха его училища и отказ от идеи создания новой семинарии в непосредственном ведении Синода. В частности, в Синодальном указе утверждается учебный план «русского Пастырско-богословского училища в Болгарии», утверждается программа по Практическому миссионерству, а также Синод уведомляет епископа Дамиана, что меры к обеспечению училища денежными средствами приняты. Владыка Дамиан регулярно высылал в Архиерейский Синод отчеты о приходе финансовых средств с указанием жертвователей. Так, в конце 1924 г. он выслал «Список взносов на поддержание училища в 1923 и 1924 гг.», в котором первым и самым крупным жертвователем указан митрополит Платон (Рождественский), внесший 200 долларов США (26 000 левов).

Начиная с 1923 г. и до самого окончания существования училища, владыка Дамиан регулярно высылал в Синод учебные программы по всем преподаваемым в училище предметам. Именно эти программы занимают большую часть архивного дела, посвященного училищу. На своих заседания Архиерейский Синод утверждал эти программы. На заседании Педагогического совета училища 14 марта 1925 г. было принято решение закончить семестр на 3-м курсе 10 апреля, а с 24 апреля по 23 мая провести экзамены. Далее, совет постановил: «по окончании испытаний, после небольшого перерыва, начать прохождение 4-го курса, ускорив это прохождение вечерними занятиями, чтобы окончить семестр к сентябрю месяцу и провести выпускные испытания». Совет также постановил пригласить для участия в экзаменах представителей Архиерейского Синода РПЦЗ и Синода Болгарской Церкви. Протокол заседания совета был выслан в Архиерейский Синод РПЦЗ. На заседании Архиерейского Синода 9 апреля 1925 г. было принято решение «просить Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ, Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония принять командировку в Болгарию для присутствования на экзаменах названного училища». Не ясно, принял ли эту просьбу митрополит Антоний, никаких документов о его посещении этих экзаменов в архиве Синода не отложилось.

Создание и функционирование Богословско-Пастырского училища в монастыре святого Кирика в 1923-1936 гг. было уникальным явлением в жизни русской церковной эмиграции. Исключительная роль в возникновении этого учебного заведения принадлежит его создателю и, фактически, бессменному руководителю – архиепископу Царицынскому Дамиану (Говорову), человеку огромного организаторского таланта и неуемной энергии, настоящему подвижнику на ниве духовного образования. В 1923-1926 гг. в начальный период существования училища, его основатель, архиепископ Дамиан (Говоров) встретился с непониманием и инертностью членов Архиерейского Синода РПЦЗ, с недоверием и скепсисом встретивших идею открытия духовного учебного заведения в Болгарии. Невзирая на это, архиепископ Дамиан, фактически на свой страх и риск открыл училище и приложил все усилия, чтобы обеспечить его преподавательским составом и материальной базой, не встречая в этих усилиях никакой поддержки ни от Архиерейского Синода, ни от Управляющего русскими православными общинами в Болгарии епископа Лубенского Серафима (Соболева). В 1926-1931 гг. Пастырско-богословское училище в монастыре святого Кирика получает признание и поддержку Архиерейского Синода, председатель которого – митрополит Антоний (Храповицкий) – нередко называет данное училище единственным русским православным духовным учебным заведением в Европе. Во многом Архиерейский Синод был вынужден пойти на признание и поддержку Пастырско-богословского училища ввиду сложных отношений с митрополитом Евлогием (Георгиевским) и основанным им Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже, легитимность которого не признавалась Архиерейским Синодом. Учебный процесс в Пастырско-богословском училище был, в целом, основан на традициях российских духовных семинарий. Учебный план училища соответствовал программе дореволюционной духовной семинарии с исключением из нее общеобразовательных предметов. Училище стало воплощением идей по реформированию духовного образования, высказанных в «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», предполагавших разделение общеобразовательной и богословской составляющей духовного образования Синодальной эпохи. Владыка Дамиан имел большой педагогический опыт. Он преподавал Закон Божий в различных светских средних учебных заведениях, был пять лет ректором духовной семинарии. Вместе с этим, в новоучрежденном училище были применены инновационные для российского духовного образования Синодальной эпохи образовательные технологии – дистанционное обучение с мировой географией, привлечение инославных студентов.

Как и другие духовные и светские учебные заведения русской эмиграции, Пастырско-богословское училище не имело стабильного финансирования, и его основателю, несмотря на прежний опыт и преклонный возраст, приходилось применять самые передовые для того времени технологии финансового обеспечения учебного заведения. Деятельность архиепископа Дамиана в этом направлении могла быть примером для всех других духовных учебных заведений русской эмиграции. Главным итогом деятельности училища стали его выпускники – за 1923-1936 гг. училище выпустило около 50 подготовленных кандидатов к пастырскому служению. Многие из них заняли достойное место в церковной жизни русской эмиграции.

После смерти своего основателя училище прекратило существование ввиду негативного отношения к результатам его деятельности со стороны церковных властей Болгарской Церкви, недовольных тем, что его выпускники служили в качестве священников на болгарских приходах, создавая, таким образом, конкуренцию для выпускников болгарских семинарий.

иерей Дмитрий Юха, кандидат богословия



2013-2018 © palchevskiy.by · священник Александр Пальчевский, г. Минск - тел. 8(044)555-999-6

Яндекс.Метрика