8(044)555-999-6 - Священник Александр Пальчевский / Православный приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске
Если обратить внимание на греческий текст рассматриваемого стиха, то можно заметить, что в нем употреблено существительное «народы» во множественном числе, вместо «народ» в единственном (в Синодальном переводе данная деталь упущена). Как замечает Брайан Блаунт, этот едва заметный сдвиг в грамматике указывает на сильный сдвиг в богословии. То, что было индивидуальным, стало универсальным. Таким образом, после схождения с неба святого города Господь уже будет Богом не отдельных людей (Авраама, Исаака и Иакова), не одного израильского народа, но Богом вообще всего человечества. Как можно заметить, содержанием данного стиха Откровения является то, что Господь будет пребывать в самом тесном общении со своим народом, который составят все верные, живущие на земле.
И сотрет всякую слезу с глаз их, и смерть не будет уже и не скорбь и не крик и не мука не будет уже, [потому что] первое ушло (Откр. 21:4). И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4). Согласно замечанию Уильяма Макдональда, фраза «и сотрет всякую слезу с глаз их» не говорит о том, что в будущей жизни будут слезы. Это просто поэтический прием, который используется для указания на их отсутствие там. В новом Иерусалиме полностью исчезнут не только нынешние скорбь и печаль, но и всякий след их, «так что все то, о чем скорбит человек теперь, там будет радостью и источником неизъяснимого наслаждения и утешения». Как отмечает Брайан Блаунт, предположительно, «первое небо и первая земля [прежнее небо и прежняя земля]» были пропитаны этими вынужденными слезами. Однако после обновления мира причины, вызывавшие их (скорбь, крик, мука и даже сама смерть) будут уничтожены. Протоиерей Геннадий Фаст по этому поводу пишет следующее: «Настанет светлый день, когда Бог отрет всякую слезу, ибо иссушит их источник. Слезного моря и плача уже не будет. Слезы покаяния иссушатся прощением, слезы скорбей — радостью. На Страшном cуде восплачут еще раз и праведники, ибо они увидят прегрешения своей жизни. Каждому со слезами придется отвечать за всю свою жизнь. Но вот и эти слезы иссушатся, и начнется вечность небесной радости и веселья. Исчезнет и главная причина слез — смерть». Таким образом, прежний порядок будет заменен новым, и сама жизнь в новом Иерусалиме станет «жизнью вечного праздника в праздничном поклонении Богу, в непрестанном бесконечном веселии».
Что же касается слов «первое ушло [в Синодальном переводе “прежнее прошло”]», то они, по мысли святителя Андрея Кесарийского, дают нам указание на то, что в будущей жизни и страдания святых и гордость нечестивых будут иметь соответствующий финал. Как можно видеть, рассматриваемый стих сообщает нам о том, что вместе с обновлением неба и земли, которые насквозь были пропитаны слезами, исчезнут и слезы, т.к. будет устранено все то, что сможет явиться их причиной. И сказал Сидящий на престоле: Вот новое делаю все, и говорит: Напиши, потому что эти слова верны и истинны есть (Откр. 21:5). И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны (Откр. 21:5). Как видно из текста, к апостолу Иоанну обращается уже Господь Бог со Своего престола, а не ангел, как это было в предыдущих стихах. Само наименование «Сидящий на престоле» встречается в Апокалипсисе семь раз (Откр. 4:9; 5:1; 7:13; 6:16; 7:15; 21:5). Этот символ, как отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), является одним из центральных в книге и «показывает решающее значение для богословия Откровения веры во власть Бога над всем творением». Господь возглашает: «Вот новое делаю все [в Синодальном переводе “се, творю все новое”]». В данной фразе употребляется глагол («делаю») в настоящем времени. Несмотря на это, замечает Брайан Блаунт, данное обещание, несомненно, относится к будущему. Однако его содержание является настолько достоверным, что о нем можно вести речь, как о совершающемся в данный момент. По мнению Г.К. Биля, вероятнее всего, эти слова указывают на завершение искупительного процесса, а не на всеобщее спасение как таковое. Что же касается упомянутого выше глагола «делаю», то, как отмечает протоиерей Александр Мень, он может означать и «создаю», и «образую», в связи с чем достаточно тяжело понять, что же именно подразумевается в данном стихе. Однако для нас важен тот факт, что сам принцип бытия, заложенный в мироздании, «конечно, не творится заново, а преобразуется, следовательно, мы можем говорить о том, что основное в творении не погибает».
До этого момента распоряжение написать давали: a) вероятно, ангел в Откр. 1:11 (хотя Стефан Смолли считает, что в данном стихе повеление исходит из уст прославленного Сына человеческого ); b) Христос в Откр. 1:19; c) неизвестный голос с неба в Откр. 14:13; d) и ангел в Откр. 19:9. В рассматриваемом нами стихе уже Сам Бог вступает в процесс дачи святому Иоанну Богослову поручения написать, т.к. сказанное тайнозрителю о новом творении и увиденное им, являлось «окончательным запечатлением мирового переворота, заслуживающим вечного и всецелого памятования». По мнению профессора Лопухина, апостолу Иоанну повелевается написать о новом творении «для утешения всего страждущего на земле человечества». Что касается выражения «эти слова верны и истинны есть», то оно повторно встречается в Откр. 22:6, и в обоих случаях прилагательные «верны и истинны» выражают одну и ту же идею при помощи двух разных слов.
Согласно замечанию Пьера Приджента, употребление в повелении написать двух указанных прилагательных наводит на мысль, что все сказанное выше святому Иоанну Богослову раскрывается во Христе, по отношению к Которому в Откр. 3:14 и 19:11 используются эти два определения. Кроме того, как пишет святитель Андрей Кесарийский, «истинны эти слова, потому что произнесены Самою Истиною и познаются по делам, а не в символах». Как можно увидеть, в рассматриваемом стихе Сам Бог повелевает апостолу Иоанну записать то, о чем ему было сказано, для ободрения верующих и для указания на то, что все это непременно сбудется.
И Он сказал мне: Они осуществились. Я [есть] Альфа и Омега, Начало и Конец. Я испытывающему жажду дам из источника воды жизни даром (Откр. 21:6). И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой (Откр. 21:6). Словом «осуществились [в Синодальном переводе “совершилось”]» указывается на то, что все, предсказанное в пророчестве, безусловно, исполнится – «и это верно так, как бы совершилось». Возможно, считает Дэвид Ауни, здесь подразумевается π£ντα ταàτα «все это [в Синодальном переводе “все сие”]» из Мф. 24:33-34, т.е. эсхатологические события, являющиеся частью предвечного Божественного плана. Употребление же данного глагола во множественном числе, по мнению Брайана Блаунта, указывает на то, что оба эсхатологических аспекта, правосудие и спасение, имеют в этот момент видения свое окончательное завершение. Кроме того, слово «осуществились [в Синодальном переводе “совершилось”]» в данном стихе и в Откр. 16:17 «является отголоском восклицания Иисуса с креста в Ин. 19:30: “закончено [в Синодальном переводе “совершилось”]”». И подобно тому, как переход от Ветхого Завета к Новому был ознаменован этим возгласом, также будет и при переходе от Нового Завета к вечному царству.
Как замечает Пьер Приджент, слово «осуществились [в Синодальном переводе “совершилось”]» станет также провозглашением нового творения, которое сейчас представляется, как начавшее свое существование. Жизни тех, кто в настоящий момент являются новым бытием, жителями небесного Иерусалима, обитателями рая, свидетельствуют об этой новой реальности. Факт же того, что данное свидетельство в настоящее время может быть получено лишь посредством веры, вовсе не делает его содержание недействительным. «Я [есть] Альфа и Омега, Начало и Конец». Альфа и Омега – это первая и последняя буквы греческого алфавита. «Начало» в греческом языке выражается словом, которое означает не только первого во времени, но и источник всех вещей; «конец», что указывает не только на конец во времени, но и на цель. Этим самым апостол Иоанн подчеркивает, что вся жизнь начинается и завершается в Боге , перед очами Которого «будущее и настоящее составляет один и тот же нераздельный момент». Как замечают святитель Андрей Кесарийский и архиепископ Арефа Кесарийский, в данном стихе под наименованием Альфа и Омега подразумевается Иисус Христос, первый по Божеству и последний по человечеству, промышляющий о всех сотворенных существах, начиная первым ангелом и заканчивая последним человеком. В Откр. 1:8 Альфой и Омегой называет Себя Бог, в Откр. 22:13 – Христос. Таким образом, мы имеем дополнительное подтверждение того, что святой Иоанн Богослов, чередуя это наименование между Отцом и Сыном, указывает на Их единство. «Я испытывающему жажду дам из источника воды жизни даром»). Этими словами Господь указывает на то, что людям будет дана полная возможность утоления духовной жажды, заключающейся в их стремлении к полноте бытия в единстве с Господом.
Как замечает Пьер Приджент, существует очевидная связь между «испытывающим жажду [жаждущим]» и «побеждающим», упоминаемым в заключительных словах семи посланий к Малоазийским церквям. Обещание адресуется не только тем христианам, которые еще не терпели мучений, но, безусловно, и тем верующим, которые здесь на земле уже свидетельствуют о воскресшем Христе. Согласно Ин. 7:37 источником воды жизни является Сам Иисус Христос. В Апокалипсисе апостол Иоанн соединяет этот источник с райской рекой, живая вода которой протекает через центр святого города (Откр. 22:1). Кроме того, «вода жизни» в новом Иерусалиме имеет свое начало в Боге и Агнце (Откр. 22:1, 17) и, подобно дереву жизни (Откр. 22:14), предназначена для верующих. Замечание же святого Иоанна Богослова относительно получения воды жизни «даром», по мысли святителя Андрея Кесарийского, указывает на возможность ее приобретения не за счет богатства, а лишь посредством добрых дел и по человеколюбию Господа. Таким образом, основная мысль данного стиха заключается в том, что Сам Христоc, Который есть Альфа и Омега, по Своему человеколюбию дарует тем, кто останется верным Ему, возможность утоления духовной жажды.
Побеждающий унаследует это и буду ему Бог и он будет Мне сын (Откр. 21:7). Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21:7). «Побеждающий унаследует это [в Синодальном переводе “все”]». Согласно замечанию Уильяма Макдональда, «побеждающий» – это тот, кто верит, что Иисус Христос есть Сын Божий (1 Ин. 5:5). Несмотря на то, что данное слово употребляется в единственном числе, оно подразумевает не одного человека, а всех тех, кто одержал победу. Заявляя, что побеждающий «унаследует это [все]», Господь указывает на будущее, как на стимул для соответствующего свидетельствованию поведения в настоящем, отсылая к тем эсхатологическим благам, связанным с жизнью в новом Иерусалиме, которые были упомянуты выше (Откр. 21:3-6). Однако для их наследования человеку необходимо одержать победу над миром греха. «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Но для противостояния козням дьявола ему необходимо принять «всеоружие Божие» (Еф. 6:13). Оно каждому дается даром, однако преодолевать козни лукавого с его помощью человек должен сам, приобретая тем самым блага эсхатологического спасения, которые даются Господом не как привилегия, а исключительно как действие Его милости. Таким образом, побеждая диавола с помощью благодати Христовой и истины, человек будет иметь возможность войти «в духовное всеобъемлющее наследие».
Александр Волков, кандидат богословия