Образная символика Нового Иерусалима

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

апостол Иоанн

Книга Откровения апостола Иоанна написана особым, символическим языком, характерным для апокалиптической литературы. Его основное назначение заключается в том, чтобы «подготовить и возвести человека к мистическому, духовному созерцанию, приобщить к сфере бытия, явленной через символ. Символ обладает значистельным смысловым содержанием и духовным воздействием» , посредством которого у человека изменяется восприятие окружающего мира. Это было очень важно для святого Иоанна Богослова, т.к. непосредственные адресаты книги, жители крупных городов Асии, ежедневно соприкасались с римскими образами видения мира: архитектурой, живописью, статуями, ритуалами, механическими чудесами в языческих храмах, различными исцелениями и т.д. Все это, безусловно, создавало иллюзию величия и непоколебимости языческой религии и императорской власти. В связи с этим апостол Иоанн в своей книге изобразил контр-образы, которые позволили бы читателям взглянуть на мир по-иному: как он выглядит с неба, на которое был восхищен ее автор. При чтении Апокалипсиса человек видит контраст между тем, каким мир является на самом деле и каким он должен стать .

Наиболее яркими из контр-образов Откровения являются вавилонская блудница – Рим и жена, невеста Агнца – новый Иерусалим. Первая представлялась читателям римской богиней, облеченной в славу и величие (образ римской цивилизации), которой воздавали честь и поклонение во многих храмах огромной Римской империи. Однако в изображении святого Иоанна Богослова она предстает в своем истинном свете – как «блудница, соблазнительница… чье богатство и блеск – результаты ее гнусного занятия» . Таким образом, читателям открываются глаза на истинный характер римской цивилизации, что за ширмой пропагандистских иллюзий на самом деле скрывается полное нравственное разложение.

В противополжность вавилонской блуднице святой Иоанн Богослов иизображает чистую и непорочную невесту, жену Агнца – новый Иерусалим, сходящий с небес. Под этим образом подразумевается рай, утраченный в начале человеческой истории в результате грехопадения первых людей, однако по безмерному человеколюбию Божьему даруемый в конце земной истории праведникам, оставшимся, несмотря ни на какие опасности и испытания, верными своему Творцу.

Данная глава посвящена раскрытию смысла каждого символа, составляющего образ нового Иерусалима, и состоит из трех разделов:

1) В первом разделе раскрывается образ святого города, как центра обновленного творения (неба и земли);

2) Второй раздел посвящен образам внешнего облика нового Иерусалима;

3) Третий раздел представляет собой описание образов внутреннего устройства святого города.

В каждом из трех указанных разделов текст книги Апокалипсис для удобства приводится в трех вариантах: a) на греческом языке, b) на русском языке (подстрочный перевод), c) на русском языке (Синодальный перевод).

Александр Волков, кандидат богословия